![]() | |
• |
Авторы сценария Иоланда Варгас Дульче, Хулио Алехандро Режиссер Альфредо Б.Кревенна
Оператор Хосе Ортис Рамос
Композитор Серхио Герреро
Оценка - 5 (из 10).
Мелодрама.
Недавно наши телеканалы вдруг вспомнили о существовании самого кассового фильма советского кинопроката за всю его историю - мексиканской мелодрамы «Есения», которую в 1975 году посмотрело в кинотеатрах рекордное количество зрителей в СССР: по 91,4 млн. на серию. Тогда были превзойдены результаты двух популярных отечественных комедий - «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» Леонида Гайдая, которые вполне закономерно не сходят сейчас с телеэкранов. Наконец, своеобразная справедливость восторжествовала и в отношении «Есении», в свое время подвергавшейся презрительному осмеянию в прессе за якобы потрафление невзыскательным вкусам аудитории, желающей вдоволь прослезиться над придуманными страстями.
Каюсь, что и я, будучи студентом ВГИКа, в том 1975 году, естественно, из чувства гордыни и собственного превосходства над неразумной публикой проигнорировал латиноамериканский прообраз ныне повсеместно демонстрируемых душещипательных «мыльных опер». Потом же испытывал запоздалое мучительное любопытство: почему именно «Есения» с большим отрывом стала у нас абсолютным рекордсменом, и даже три славных чемпиона 1980 года - «Пираты ХХ века», «Москва слезам не верит» и «Экипаж» - так и не смогли догнать заокеанского соперника? В нашей стране довольно часто предпочитали охаивать какую-нибудь заграничную или даже свою картину, пользующуюся повышенным зрительским успехом, но мало кто пытался понять и проанализировать причину такого редкостного единодушия разнородной аудитории - от Калининграда до Анадыря, от Тикси до Кушки. Ведь советская кинопублика - это тоже своего рода феномен, нуждающийся в особом осмыслении.
При нынешнем знакомстве с «Есенией» (актеры, участвовавшие в дубляже, почему-то упорно произносили «Есэния») вдумчивый зритель должен был бы обратить внимание не только на поразительное совпадение по популярности в советском кинопрокате два года подряд, двух, так сказать, цыганских лент - ведь в 1976 году лидером стала работа Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», которая, впрочем, не смогла превзойти даже 65-миллионый рубеж. Знаменательнее другое обстоятельство: в крайне далеком от советской реальности сюжете из времен начала века и мексиканской революции можно неожиданно углядеть знакомый по многим известным отечественным картинам мотив «свой среди чужих, чужой среди своих», проявляющийся в самых разных ситуациях и эпохах. В том числе и в качестве злободневной (пожалуй, и до сих пор) темы «лимиты», социалистического варианта классического сословного неравенства.
Вот и девушка Есения, живущая в цыганском таборе и ведущая себя исключительно по-цыгански, вовсе не подозревает, что принадлежит к знатному роду латифундистов испанского происхождения, но со временем, преодолев все препятствия, станет законной наследницей, идущей в красивом белом платье под венец со своим возлюбленным Освальдо, от которого жертвенно отказалась ее сводная сестра, кроткая и наивная Луиса. Современная версия «Золушки», снабженная для верности серией других популярных мелодраматических ходов («чужой ребенок», раскаяние невольных злодеев, фатальное разлучение влюбленных, неизлечимая болезнь одной из героинь и т.д.) вполне вписывается в советский типологический ряд - начиная с уже упомянутого фильма «Москва слезам не верит» и кончая, допустим, «Маленькой Верой».
Между прочим, в ее первых кадрах заглавная персона со своим экстравагантным обликом на танцах вполне сойдет за новую цыганку с мятущейся душой, изо всех сил желающую вырваться прочь из своего надоевшего, опостылевшего круга жизни и стать кем-то, пусть даже в чужом для нее мире возлюбленного Сергея. «Маленькая Вера» - тоже сказка-мелодрама, как и «Есения», но лишь несравнимо более жесткая и беспощадная: в другой действительности сбежавших бунтарок никто не ждет с распростертыми объятиями и заранее причитающимся наследством.
Показ «Есении» по телевидению именно на Рождество 1998 года, таким образом, оказался по-настоящему рождественским подарком для многих зрителей да и для некоторых критиков, которые, кстати, могут с изумлением обнаружить, что уровень этой мелодрамы существенно отличается от сегодняшних «мыльных опер», а все страсти-мордасти и слезливые выяснения отношений, в принципе, терпимы без судорожного стискивания зубов. А главное, успех «Есении» в советском кинопрокате 23-летней давности отнюдь не случаен и составляет, можно сказать, квинтэссенцию зрительских предпочтений в СССР. Остается только узнать по нынешнему рейтингу, насколько эта картина была адекватно воспринята в постсоветской империи.
Самое забавное же заключается в том, что при наличии имени мексиканского коммерческого режиссера Альфредо Б.Кревенны (кстати, недавно почившего - в 1996 году) в некоторых справочниках и в американском Интернете, нигде его славная «Есения» вообще не упомянута. Никто и не знает, что в СССР ее посмотрел чуть ли не каждый второй зритель (если исключить детей и престарелых). А практически дело обстояло, конечно, иначе - просто по несколько раз «Есению» могли смотреть женщины среднего возраста, как наибольшие любительницы мелодрам.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий