]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → ... а ты прекрасна без извилин...
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

... а ты прекрасна без извилин...

Эта строчка Пастернака, к тому же вырванная из контекста, может смутить тех, кто привык все понимать буквально. «Без извилин» - значит, просто дурочка, во всяком случае, глупенькое создание, кем следует только любоваться, слепо восхищаясь красотой.

Вот и многочисленные телесериалы, заполнившие домашние экраны и взявшие в полон миллионы зрителей, прежде всего женщин, а особенно домохозяек от молодого до преклонного возраста, можно было бы уподобить такой же не обремененной умом прелестнице, которая поражает и притягивает исключительно благодаря своему внешнему блеску, наружному очарованию, видимому счастью. Богатые, конечно, тоже плачут, но делают это так красиво и лощено, что нельзя не испытать умиление от лицезрения придуманных страстей дам света и полусвета, а то и современных Золушек, которые довольно быстро находят своих принцев или узнают о собственном благородном происхождении. Все это, как ни парадоксально, воспринимается как вполне реальное, узнаваемое, жизненное - кажется, тем сильнее и обостреннее, чем дальше находятся умилившиеся от роскошного или экзотичного мира обитателей Санта-Барбары, Сан-Паулу, Мехико...

Можно сколько угодно метать гром и молнии в недостойные внимания «мыльные оперы», посмеиваться над любителями сериалов, превращающимися в своеобразных заложников или теленаркоманов, которым просто насущно необходима, важна для продления иллюзорной жизни очередная доза такого зрелища. Хотя трудно не признать, что в эпоху политической, социальной и финансовой нестабильности, вдобавок с накладывающимися тревожными ощущениями в канун смены века и тысячелетия, это самое «чтиво для глаз» не только выполняет своего рода психотерапевтическую функцию, но и выглядит чуть ли не единственным «приютом для страждущих», островком нерушимой стабильности бытия. Именно серийность, значительная продленность во времени демонстрации, почти ежедневная привыкаемость к явлению этих «званых и знатных гостей» в столь будничный и лишенный особых радостей наш дом, а также запрограммированное по собственному желанию бегство от действительности в обитель грез и несбывшихся страстей - вот то, что делает «мыльные оперы» неким социально-психологическим и общекультурным феноменом.

И его не так уж легко постичь, разгадать - совсем как по Пастернаку: «... но прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен». Словно есть стихийное, подспудное, природное обаяние в этом незамысловатом искусстве, наивном и простодушном, как картины художников-самоучек, творящих как Бог на душу положит. Кстати, неслучайно для модерна ХХ века оказалось столь живительным стремление припасть хоть на время к незамутненному источнику примитивизма. А взамен изрядно поднадоевших постмодернистских игр уже в самом конце столетия отнюдь не вдруг явилась мода на трэш-культуру, когда интеллектуалы возвеличивают и превозносят до небес образчики полной глупости и безвкусицы, годящиеся только лишь на мусорную свалку. Поистине, в навозной куче отыскиваются бриллианты и жемчужины. Чем не «Черная жемчужина», знойный аргентинский телесериал, который с успехом у отзывчивой и доверчивой публики показывался на Ren-TV.

Однако, так называемые высоколобые зрители ищут в профессионально беспомощной современной продукции объект для утонченной издевки, прикола и стеба, а в ранних примитивах первых лет существования кинематографа обнаруживают, напротив, широкие возможности для заумных семиотических штудий, знаковой и символической трактовки каждого жеста в кадре. Менее же подготовленная, но эмоционально сопереживающая телеаудитория жаждет в «мыльных операх», помимо привычных для жанра мелодрамы «утраченных грез», еще и невольного погружения (как при регулярном психоаналитическом сеансе) в бездны своего бессознательного, в глубины детских комплексов. «Впадая в детство», публика, сама того не осознавая, перемещается благодаря этим новым сказкам для взрослых в почти манихейский мир, где добро и зло разведены на разные полюса, черное легко отличимо от белого, все настолько ясно и понятно, что возникает счастливое ощущение абсолютной познаваемости всего сущего.

То есть современные телесериалы представляются чем-то вроде Библии или древних эпосов - от «Илиады» и «Одиссеи» до сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, которые тоже построены по принципу серийности, с главами и подглавками, с долгим изложением родословной, с разветвленным сюжетом, с подробными описаниями (порой с нескольких точек зрения) какого-либо события. А кино, являющееся вроде бы самым техническим из искусств, имеет на самом деле тягу к коллективному бессознательному, не только обращаясь к широким массам, но и оперируя возрожденными мифами и архетипами или вновь придуманными тотальными иллюзиями, во многом уподобляясь в этом первобытному искусству. Когда Платон описывал реальность как отражение теней на стенах пещеры, в которой пребывают люди, не ведая, что есть мир и за ее пределами, он будто был предсказателем кинематографа - вечного киносеанса для всего человечества, а для отдельного человека длящегося ровно столько, сколько продолжается его жизнь.

Между прочим, в печати уже промелькнуло письмо каких-то стариков, которые интересовались, когда закончится показ «Санта-Барбары», поскольку они не надеялись дожить, но хотели знать, каков же будет финал истории. Как ни кощунственным покажется предположение, однако самым идеальным телесериалом надо считать тот, который начинается для зрителя еще с поры детства, а заканчивается вместе с его смертью. И что есть человеческая жизнь, если не личная «мыльная опера», конец которой заранее известен, хотя неведомо, когда он наступит. Не всегда ясен даже самому себе смысл этого продлевающегося изо дня в день действа - куда понятнее бег призрачных теней на телеэкране.

«Любить иных - тяжелый крест». А тут все прекрасно и доходчиво, не надо прилагать никаких усилий. Телесериалы - это подсказка, школьная шпаргалка для ленивых, готовый ответ в задачнике для тех, кто не хочет ломать голову над решением «загадки жизни». Это выигрышный билет, нежданное сокровище под ногами, Жар-птица в руках, золотая рыбка из океана... «Чего тебе надобно, старче?!» (А.С.Пушкин. Популярный телесериал «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
8 мифов и фактов о животных
Нормы морали «Без страха» (интернет-релиз)
E.S.T. «Терапия для души» (CD + открытка + 2 наклейки + медиатор)
Ученые рассказали о пациентах, которым удалось контролировать ВИЧ без лечения
1974fest, 9 ноября, Артист Hall
«Бостонское чаепитие» показали последствия «Бегства в детство»
Кинопремера «Субстанция»: ожиданье неминуемой примерки маскарадного мяса
Скворцы Степанова feat. Гудтаймс «Фрисби» (интернет-релиз)
Кинопремьера «Сергий против нечисти. Яга»: не бойся, я с тобой
«Временные правила» 1899 года: Беспрецедентная карательная мера - из студентов – в солдаты
«Патриотизм или провокация»: как власти восприняли инициативу возвращения памятника Дзержинскому
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.