]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → О телесериалах богатые тоже плачут и никто кроме тебя
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

О телесериалах богатые тоже плачут и никто кроме тебя

Пока я лениво обдумывал свои глубокомысленные соображения о причинах невероятной популярности мексиканских телесериалов «Богатые тоже плачут» и «Никто кроме тебя», в печати появились первые отклики не просто захваченных зрелищем, попавших в плен обычных зрителей, но и деятелей культуры вроде Марка Захарова и умных критиков и искусствоведов. И между ними уже наметилась глухая неприязнь друг к другу из-за разных оценок латиноамериканских «мыльных опер» и их влияния на нашу «эсэнгэшную» во всех смыслах жизнь. Юрий Богомолов в «Известиях» как всегда талантливо и афористично описал социально-психологический феномен успеха «саги о Мариане» (ее имя по-испански должно писаться с одним «н»!), иронически пророчествуя об угрозе «латиноамериканизации» нашего сознания. В ответ Татьяна Бачелис в той же газете выступила (наверняка неожиданно для многих ценителей высокого, интеллектуального искусства) в защиту мексиканской мелодрамы для домохозяек, пробуждающей «чувства добрые» у обиженных судьбой женщин из бывшего СССР. Наконец, Валерий Кичин в «Столице» лишь мимоходом, громя воров из издательства, похитивших раньше времени (по причине срочного выпуска книги) право зрителей на длительное сопереживание, отметил привыкание к героям телесериала как к соседям из коммунальной квартиры.

Я тоже мог бы почувствовать себя обкраденным, обойденным, если бы уважаемые критики дальше развили свои идеи, возникшие по первым впечатлениям, и постарались (как бы ни было это рискованно, бесполезно или даже противно!) заглянуть в глубь эстетических, этических и психологических откровений создателей мексиканских «теленовелл» (так их называют на родине), причем не зацикливаясь на одних лишь «Богатых...». «Никто кроме тебя», эта повесть о Антонио и Ракель, не менее интересна для анализа «коллективного бессознательного», близости мексиканского, советского, индийского и прочего «третьемирового» менталитета или, как говорили раньше, чтобы постичь надежды и чаяния простого люда.

Признаюсь, что я включился в просмотр своеобразной «оперы нищих» под названием «Богатые тоже плачут» где-то в середине, до этого моментально раздражаясь от одного лишь вида глупой и бездарной актрисы, изображающей изо всех сил якобы Золушку, которая не знает, что она - принцесса, преувеличенно усердно сопротивляясь ухаживаниям невоспитанного богача Альберто. Рабыня Изаура, подсознательно любящая своего мучителя Леонсио, была несравненно привлекательнее в качестве «невинной овечки», не подозревающей о своем более-менее благородном происхождении и потом с трудом преодолевающей сформировавшуюся рабскую психологию. Мариана на ее фоне выглядела не страдающей, а в большей степени кривляющейся фигурой со своими «ужимками и прыжками». Неслучайно режиссер телесериала предпочитал монтировать все сцены с участием Вероники Кастро короткими кадрами, успевающими отразить только мгновенные реакции исполнительницы на уровне типажа немого кино - радость, страх, возмущение, обида и т.п., аффектированно подчеркнутые резкими и бессмысленными поворотами головы. Слишком строг был Юрий Богомолов, говоря о кинематографическом уровне до эпохи «Политого поливальщика» Луи Люмьера. Постановщик «Богатых...» явно что-то слышал и об «эффекте Кулешова».

Я старался не иронизировать над увлекшимися этой «мыльной оперой» родственниками, но позже посмеивался над знакомыми, внезапно втянувшимися в своего рода «телевахту», правда, воспринимающими многое с хохотом или яростью из-за тупости героев и откровенно идиотского дубляжа. Повторяю, где-то в середине, на одной из бесконечных серий я тоже «врубился» в материал. Кажется, к тому времени Мариана отказалась от заманчивого предложения архитектора Леонардо о браке, узнала, наконец, о своем наследстве и решила сочетаться с Альберто, вроде бы изменившимся в лучшую сторону. То есть «Мариана-жена» и «Мариана-мать», по классификации Юрия Богомолова, оказались для меня менее раздражающими. Действие, по-моему, стало более мелодраматичным, рассчитанным на сопереживание, хотя трудно посочувствовать героине, которая словно все делает для того, чтобы усложнить свою жизнь, достичь полного счастья как можно (и невозможно!) длительным, обходным путем, с массой искусственных препятствий, рождающихся буквально из ничего, из пустоты - как и мыльный пузырь.

Теперь-то понимаешь, что термин «мыльная опера» возник не только благодаря какой-то мыловаренной компании, финансировавшей слезливую мелодраму-«мылодраму», но также из-за впечатления, что прямо у нас на глазах, из недели в недели, день за днем авторы с невероятным упрямством и без всякой логики сочиняют на ходу свое произведение - будто выдувают из мыльной пены дутые образования, называемые пузырями: пустые, просвечивающие насквозь, быстро лопающиеся, но такие красивые и занимательные! Смешная затея, детская игра, напрасное времяпрепровождение - а сколько удовольствия!

Татьяна Бачелис утверждает, что «бедные сострадают, потому что до них дошло, что и богатые - тоже люди». Но ведь не хотят они особо расстраиваться или радоваться из-за «богатеньких буратин» родом из Санта-Барбары, американских искателей счастья, вот уже восемь (!) лет ведущих ту же вечную борьбу добра со злом по всем законам мелодрамы, к тому же с криминальными добавками. Вот и явившаяся российскому народу Вероника Кастро придирчиво спрашивала: не нравятся ли, не дай Бог, нашим зрителям штатовские телесериалы, которые якобы рассчитаны на публику пообеспеченнее и понезависимее, чем несчастные и бедные мексиканцы и «эсэнговцы».

Я намеренно начал смотреть другую мексиканскую «мыльную оперу» под названием «Никто кроме тебя» уже добросовестно, без всяких пропусков, желая понять: есть ли в этой благопристойной, чуть лучше по качеству, не такой дешевой и фанерной по декорациям и ситуациям, кстати, более свежей и по времени создания (1985 год - это вам не 1979-й!) картине что-то общее с любимым зрелищем нынешней телеаудитории, «хитом сезона», чуть ли не прекращающим гражданские междоусобицы и способствующим сохранению видимости единства СНГ. Как ни странно (а может, вовсе и не странно), «Богатые тоже плачут» и «Никто кроме тебя» - как близнецы-братья или же сестры-двойняшки, некий сиамский двухтельный плод с сообщающимся кровообращением. На долю секунды запутываешься в хитросплетениях сюжетов, вспоминая каких-нибудь Сару и Родриго, Хуана Эмануэля и Луиса Трехо: откуда они, из «Богатых..» или из «Никто...»?!

Легко увидеть общность в том, что считаемые красивыми девушки из более низшего класса общества или оказавшиеся там из-за превратностей судьбы попадают в среду богачей, обеспеченных и праздных буржуа, которые от скуки и согласно нормам высококлассного террариума придумывают злые интриги, готовы на все ради обогащения, вплоть до убийства, живут двойной моралью, бесцеремонно вмешиваются в чужие дела и чувства. Впрочем, и так называемые положительные герои, главные и второстепенные, вроде Рамоны и Филипы, Чучо и Мерседес, склонны к спасительным обманам, лжи во благо, доносительству во имя... Им удобно притворяться униженными и оскорбленными, ссылаться на опасности и неблагоприятные обстоятельства, оправдывать свою беспомощность страхом и кротостью нрава, скромно полагаться на то, что «все будет хорошо» (типичное русское «авось!»), при этом не очень-то прилично и честно по отношению к самим себе выгадывать конечное счастье как исключительную выгоду.

И Мариана будет мучиться сама и изводить всех остальных, пока не уверится, что брошенный в младенчестве сын Бето признает ее за удивительную мать и встретит поголовное восхищение у прочих, включая отца. А Ракель будет играть в недомолвки, покорно выполнять все, что ей скажет Макс, подводить раз за разом любящего и любимого Антонио, опять же страдать и заставлять делать это других, чтобы уж в финале чуть ли не задохнуться от полного блаженства. Всё - или ничего! По дороге в рай в кровь разбить колени, спотыкаясь на каждом шагу. Пожадничать соломки, чтобы постелить там, где придется упасть, зато потом чувствовать себя собакой на стоге сена. Непременный хэппи-энд ни у кого, в том числе у самих «плачущих», не вызывает ни малейшего сомнения - но путь должен быть тернист, а жизнь - невыносимой, чтобы они сумели в конце оценить всю благостность и святость прекрасного момента житейского отдохновения и умиления. В этом можно увидеть и проявление христианского смирения, упования на последующие чудеса (пусть даже на том свете), и просто дурь скрытого мазохистского комплекса барахтанья в дерьме с неизъяснимой мечтой о небесах.

Мне кажется, что наших зрителей тешит в подобных телесериалах, как и в индийских мелодрамах, всегда популярных в родимой сторонке, не одна лишь жажда переживаний, нестерпимого коммунального любопытства, перемывания косточек тех, кто стал на протяжении нескольких месяцев демонстрации понятнее в действиях и реакциях, нежели сосед по квартире. Мы ввязываемся во всеобщее обсуждение личных проблем персонажей, в это «прилюдное психоложство», неприкрытый «нравственный промискуитет», считая себя вправе судачить (но прежде лицемерно поклявшись хранить тайну и никому ни за что не рассказывать) о том, что привиделось, послышалось, представилось и вообще заблагорассудилось выдумать.

Предположение сразу принимается за непререкаемую уверенность: Мариана «изменила» Альберто и с Леонардо, и с Бето, будучи увиденной с ними во вполне невинной ситуации; Ракель наверняка ждет ребенка от Макса, если он сам так утверждает, и т.п. Напротив, очевидное и всем ясное (тому - масса примеров) упорно никем не замечается из-за того, что «этого не может быть», иначе «мыльная опера» должна закончиться уже на второй или третьей серии. Герои провоцируют друг друга на «слухотворчество» словно заурядные коммунальщики, которые притомились от долгого и вынужденного проживания по соседству и поневоле сочиняют «кухонный фольклор» про иных жильцов, чтобы не закиснуть от уныния подобной жизни и самоутвердиться в своем будто бы превосходстве над другими - покрасоваться во всем белом, когда остальные уже изгажены. Даже тот, кто сторонится активного выяснения отношений в этой борьбе за власть в отдельно взятой коммуналке, все равно втягивается насильно, как Мариана или Ракель, в качестве жертвы такой грызни.

Но беда заключается в том, что наше коммунальное сознание, воспитанное в эпоху доносительства и двойного существования в годы застоя, поражено и болезнью социальной и психологической неполноценности, присущей большинству жителей стран третьего мира. Мы по наивности считали себя если не первым, то хотя бы вторым миром, а по многим показателям обыденной жизни находимся в лучшем случае в пятом десятке стран. Вот и Мексике обидно быть на задворках США - а производство телесериалов, продающихся во всем мире, забавно сказать, при посредничестве тех же американцев, позволяет мексиканцам как-то компенсировать свой комплекс. А советские люди всегда гордились военным потенциалом и тяжелой индустрией, пребывали в иллюзии, что бодрым шагом движемся в светлое будущее, не зная, что уже балансируем на краю пропасти. Ныне никому не хочется расплачиваться за такое внешне благополучное прошлое - поэтому надуваемся подобно дону Даниелю и его дочерям при каждом упоминании о том, что попали из грязи в князи, угрожаем немедленно вернуться назад и тем не менее не спешим покинуть Акапулько, справедливо уповая, что козни Макса и Ко. расстроятся сами собой; или врем напрополую по примеру Марианы или Джоанны Смит в неизбывной надежде, что дети-то не совершат ошибок родителей и поживут в собственное удовольствие, окружив и их любовью на старости лет.

Но что бы ни случилось - все к лучшему. Мы по-прежнему верим, как вольтеровский Простодушный, в счастливую долю даже посреди землетрясения. А мексиканские «мыльные оперы» еще более поддерживают в нас тихую мыслишку, что все как-нибудь обязательно образуется само собой, проблемы в миг исчезнут одна за другой - тогда и заживем! Слепая же гордыня и преувеличенное самомнение не позволяют нам довольствоваться малым, опускаться до того, чтобы лично и сейчас же, а не когда-нибудь потом, попробовать изменить неудачную жизнь, не стесняясь признать ее таковой. Главный парадокс заключается в том, что мы готовы одержимо помочь другим, разбиться ради них в лепешку, снять с себя последнюю рубашку (не думаю, что тысяча рублей, посланная кем-то из зрителей Веронике Кастро, является лишней в семье этого человека), продать, в конце концов, втайне от супруга фамильные драгоценности - лишь бы не заняться собственными заботами, побеспокоившись о себе и своих близких. Пусть негодуют Альберто и Марисабель, зато позже они поймут, какой подвиг ради Бето совершила Мариана!

Мы лишены американского индивидуализма, японской и южнокорейской самоотреченности в работе, немецкой основательности и дисциплины, французского умения не унывать и не складывать в растерянности руки в трудную минуту... Кто-то скажет, что нам это совершенно не нужно. Мы - нация Илюш Муромцев, которые однажды слезут с печи и покажут всем свою удаль и мощь.. Что ж, подождем! А пока дружно поплачем вместо богатых.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«Дагестанский прыжок» и его последствия
АрМИ-2022: в Калининградской области начался конкурс «Морской десант»
БеZ Б «Лысый, давай»
Террор «цивилизованного» Запада, или Необъявленная война против СССР
«Смятение и раздор в верхах, усиление внутриэлитной вражды – вот чего жаждет Запад, командируя Навального в нашу страну»
QUEENtet Сергея Мазаева, 3 марта, Lustra Bar
Адаптация «За измену Родине» (белый винил)
«Русская армия безупречна. А тыл безупречен? Предательство в тылу страшнее лобовых таранов врага»
Как язык влияет на безопасность?
«Запрещенные барабанщики» и Markscheider kunst, 14 апреля, Magnus Locus
СРУБ «988»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.