]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Короткий фильм о любви
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Короткий фильм о любви

Год:
1988
Продолжительность:
90 мин.

Польша. 1988. 90 минут.

Авторы сценария Кшиштоф Кесьлёвский и Кшиштоф Песевич

Режиссер Кшиштоф Кесьлёвский

Оператор Витольд Адамек

Художники Магдалена Дипонт и Галина Добровольска

Композитор Збигнев Прайснер.

В ролях: Олаф Любашенко, Гражина Шаполовска, Стефания Ивиньска, Петр Махалица, Станислав Гавлик, Артур Барцишь.

Оценка - 9,5 (из 10).

Премии: специальный приз и премия ФИПРЕССИ на МКФ в Сан-Себастьяне.

Экзистенциальная драма.

По поводу шестой части цикла «Декалог», по-своему соотносящегося с десятью ветхозаветными заповедями, неслучайно могут возникнуть сомнения, к тому же спровоцированные и ее запутывающим названием. Утонченный, нежно-печальный, элегически-сострадательный рассказ о робкой, беззащитной любви а мире разобщенности, дефицита человеческих чувств, пошлости и грубости реальной жизни неизбежно вызывает в памяти уже новозаветную добродетель из нагорной проповеди Иисуса Христа: «Возлюби ближнего своего». И никак не хочется согласиться, что «Короткий фильм о любви» является как бы «экранизацией» более категоричных, запрещающих максим старца Моисея: то ли «Не пожелай жены ближнего своего», то ли «Не прелюбодействуй» - суть, в общем, одна и та же.

Трудно не проникнуться истинным сочувствием к застенчивому, скромному 19-летнему Томеку, который живет на квартире уехавшего друга и, получив от него в «наследство» также подзорную трубу, наблюдает за окнами противоположного дома, таким образом влюбившись на расстоянии в 30-летнюю Магду, часто приглашающую к себе мужчин по вечерам. И вновь происходит смещение акцента - персонаж, преступивший святую заповедь, выглядит живым человеком, со вполне простительными слабостями и заблуждениями, самостоятельно, хотя и запоздало осуждающим себя за прегрешения. А Магда, косвенный «участник греха» (или же сама прелюбодействующая, косвенно напоминающая Марию Магдалину?!), не может не осознать, что неожиданно влияет своими поступками на чужую судьбу и подталкивает совсем постороннего человека к попытке самоубийства.

Извечный вопрос «Кто виноват?» теряет свой смысл. Грешен ли Томек, подглядывающий за любимой женщиной, с которой даже не решается познакомиться? Аморальна ли Магда, ведущая не очень праведный образ жизни, все-таки цинично и унизительно обошедшаяся с по-юношески наивной влюбленностью своего молодого соседа? Или же безнравственно в первую очередь общество, которое заставляет нас чуть ли не во всем довольствоваться суррогатом - от блочных неотличимых домов до превратившихся в эрзац человеческих чувств, вынуждает лишиться доверия и уважения друг к другу, терпимости, такта и деликатности в общем существовании, в едином «общебытии» (поскольку слово «общежитие» давно утратило свое высокое философское значение)?!

В том, как судьба сводит вместе людей, испытывая, искушая, ставя перед необходимостью выбора и совершения тех или иных поступков, определяющих для всей жизни, в том, как раскрывается тесная связь прежде далеких один от другого, легко увидеть ссылку на абсолютную детерминированность, заранее обусловленную зависимость всего происходящего от некоего рока, высшего предназначения, воли Создателя, Божественного Провидения. А следование библейским заповедям выступает как единственная гарантия, предохранение Господне от ошибок и опасностей, от всех «лукавых соблазнов», подстерегающих неопытные души. Но будучи католиком по воспитанию, моралистом по убеждениям и художником, всегда тяготевшим к подробному, детальному, психологически точному анализу нравственных проблем, взаимоотношений людей между собой и с обществом, Кшиштоф Кесьлёвский в большей степени верит во внутреннюю логику жизни, в самого человека. Люди все-таки способны без внешнего принуждения, страха наказания (вплоть до угрозы смерти), а находя в себе скрытые силы, «резервы души», противостоять житейским искушениям, отказываться от бесчестного пути, прислушиваясь к голосу собственной совести. И победа добра над злом (если мыслить такими общими категориями), а на уровне обыденной жизни - в нравственных поступках человека, в естественном соблюдении всех выработанных человечеством за долгие века норм поведения, все же невозможна только в одиночку, без поддержки и участия, сопереживания и понимания других людей и всего человеческого сообщества. Нельзя быть святым, морально чистым, не прегрешившим в мире, где существуют грех, несправедливость, зло.

«Короткий фильм о любви» кажется проще и безыскуснее яркого по форме, сложного по композиции, причудливого по стилю «Короткого фильма об убийстве». Конечно, есть определенный изыск и в том, как меняются местами Томек и Магда. И вот уже эта женщина, которая почувствовала жестокость своего обращения с юношей, прониклась состраданием после его глупого желания уйти из жизни, начинает сперва из любопытства, а потом и напряженно вглядываться в окуляр подзорной трубы - именно из квартиры Томека и как бы уже его глазами постигая себя, обретая острую потребность в утешении, отпущении грехов отнюдь не в сакральной, а в душевной исповедальне человеческих чувств.

Эта лента - действительно о любви, о той тонкой и непрочной нити, которая внезапно связывает двоих, ранее одиноких, помогая им по-человечески уцелеть, вместе пройти уготованный путь. Но прежде всего - картина о любви человека к человеку, когда некто другой уже выключен из толпы, отделен от множества рядом живущих, приближен благодаря увеличительному стеклу, вышел на крупный план. Любить, по мысли Кесьлёвского, означает сделать кого-то дальнего ближним своим. Апостольская антиномия «как в зеркале»-«лицом к лицу» отражает неизбывную тоску по недостижимому идеалу в постижении Бога, истины человеческого существования, другой личности. Но любое усилие по преодолению отчужденности пространства и мира (через любовь к отдельному индивиду - любовь ко всему человечеству) все равно способствует «очищению тусклого стекла», позволяет «не отступаться от лица». Придуманный режиссером вроде бы немудреный прием с подзорной трубой дает удивительную возможность для метафорического, метафизического истолкования, в общем, банальной истории, наполненной мелочами быстротекущей, сиюминутной, непримечательной жизни, «среднеевропейской», типичной для горожан ХХ века.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Путин подписал указ об утверждении основ государственной языковой политики
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Министерство финансов РФ © KM.RU, Алексей Белкин
Михаил Делягин: Санкции Запада меркнут по сравнению с внутренними «санкциями» Минфина
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Токсичная среда: зачем образование в России холопам и миллиардерам?
Маццола: если Миранчук будет выполнять требования Гасперини, то станет игроком основного состава
«Если мы действительно хотим победить, то нам нужно перестроить своё торгово-развлекательное государство в военный лагерь»
«Почему абсолютно все победы Красной Армии нужно было оболгать?»
«Моральный кодекс», 22 февраля, «Главклуб»
Афганцы начали наступление на Польшу
Джо Линн Тернер спел в Москве о политиках, ворующих наши деньги
«С исчезновением СССР неотвратимо исчезает русская самобытность. Русский язык стремительно меняется, даже деградирует»
Общпит «Штурм ледяной крепости» (компакт-кассета)
Кукишъ «Live in  Mezzo Forte»
E2 Знакомы «Собачье сердце» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.