СССР. 1938. 95 минут.
Автор сценария Александр Медведкин
Режиссер Александр Медведкин
Оператор Игорь Гелейн
Художник Валентин Кадочников
Композитор Владимир Юровский
Текст песен Михаил Исаковский
В ролях: Даниил Сагал, Нина Алисова, Мария Блюменталь-Тамарина, Мария Барабанова, Павел Суханов, Александр Граве, Лидия Смирнова.
Оценка - 5,5 (из 10).
Социальная утопия.
Миф о любви всего советского народа к Москве знаменательно формировался и насаждался именно в 30-е годы, когда и были написаны, возможно, слишком горькие строки Мандельштама о «курве Москве». Более всего среди кинематографистов к созданию парадного портрета столицы победившего социализма были причастны Григорий Александров ("Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь") и Иван Пырьев ("Свинарка и пастух"). Однако не менее интересно, что тогда же на пресловутую полку легла одна из самых одиозно превозносивших новую Москву картин, которая так и называлась - "Новая Москва". И все же самое любопытное заключается в том, что эту ленту, чьи предварительные заглавия были "Веселая Москва" и "Песня о Москве", на всякий случай заподозрили в насмешке и даже в оскорбительной попытке создать сатиру на "планов громадье" - на гениально-генеральный проект товарища Кагановича старую Москву "до основания разрушить" и на этом месте построить светлый мир счастливого будущего, воплощенную мечту о столице всемирного коммунизма. Вероятно, начальство самых разных уровней не очень-то поверило в искренность режиссера Александра Медведкина, тем более, что за ним числилось уже немало язвительных пропагандистских короткометражек, а условно-фарсовая деревенская комедия "Счастье" (1935) могла быть интерпретирована даже в качестве поклепа на социалистическую действительность.
В истории юного провинциального конструктора Алеши, сделавшего живой макет "новой Москвы" со сталинскими небоскребами и гигантской статуей вождя, высоко возвышающегося над городом не в пример петербургскому Медному всаднику или нынешнему московскому Петру I работы Зураба Церетели, был простодушный наив, завороженная вера в то, что старинный город, превращенный в фантастический метрополис (почти как у Фрица Ланга), на самом деле украсит планету своим вавилоноподобным видом. А оппоненты, с жаром защищающие исторический облик столицы, достойны лишь презрения и глумления. Трудно сказать за давностью лет, что окончательно повлияло на запрет картины, в которой (даже если предположить скрытый сарказм автора) точно расставлены все политические акценты. То ли коллеги не хотели делиться партийно-монаршим признанием (кстати, год спустя была снята примерно на ту же тему небесталанная комедия "Шуми, городок!" Миколы Садковича, которую тоже постарались отодвинуть в тень), то ли сами власти, вдруг увидев свои планы уже воплощенными на экране, "приревновали" опередившего их режиссера. В любом случае лента в течение нескольких десятилетий считалась как бы несуществующей, потом стала глухо упоминаться, но практически впервые была показана широкой аудитории сразу по двум телеканалам накануне юбилея - 850-летия Москвы. И будто отвечает не менее грандиозным проектам столичного мэра по созданию "еще более новой Москвы", странно сочетающим восстановление уничтоженной старины с сотворением облика "всемирного центра победившего капитализма".
Газета "Экран и сцена".
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий