СССР. 1981. 91 минута.
Автор сценария Рустам Ибрагимбеков по своей пьесе «Женщина за зеленой дверью»
Режиссер Расим Оджагов
Оператор Рафик Камбаров
Художник Фикрет Бакиров
Композитор Эмин Сабит-оглы
В ролях: Родион Нахапетов, Насиба Зейналова, Александр Калягин, Дадаш Кязимов, Гаджи Исмайлов, Лариса Халафова, Магомед Магомедов.
Оценка - 7,5 (из 10).
Премии: приз на ВКФ в Таллинне в 1982 году.
Социально-психологическая драма.
Сложность выбора, который должен сделать персонаж, заключается в том, что ему противостоит не какой-то опасный моральный реликт, а обыкновенная позиция невмешательства и равнодушия, вроде бы безобидная и незаметная в житейской суете. Авторы фильма испытывают характер Мурада на прочность, усложняя исходную ситуацию. Герой должен преодолеть не только косность взглядов своего отца, жителей двора, но и собственное, вполне понятное стремление забыть о прошлом (Мурад успел узнать цену благородного поступка, когда взял на себя вину друга и попал в тюрьму, откуда был освобожден досрочно и условно). Он хотел бы начать жизнь сначала вместе с невестой Гюлей, ждавшей Мурада все это время. Непросто отказаться от личного счастья, счастья любимого человека ради того, чтобы незнакомая, чужая женщина, терпящая издевательства мужа, смогла избавиться от страха, открыть дверь и улыбнуться. Мурад не может не вмешаться в судьбу этой женщины, чтобы не потерять уважение к самому себе, не изменить своим жизненным принципам. Не одно сострадание движет героем, а прежде всего - совесть, человеческое достоинство, внутренняя духовность.
Для Мурада словно нет деления на личное и неличное. А жизнь по совести - неписаное правило, более того, как безусловный рефлекс, естественное состояние души. Пожалуй, единственный из всего двора Мурад сохранил в себе чувство причастности к судьбам тех, кто живет рядом, способность помочь, откликнуться на чужую беду, выслушать, понять, поддержать словом и делом. Даже к запутавшемуся в махинациях отцу, далекому от Мурада и духовно, и нравственно, он испытывает сочувствие и сожаление: ради чего человек загубил жизнь? Участие и забота Мурада о людях лишены назойливости, крикливости, стремления поучать других и тем самым выпячивать себя: смотрите, какой я есть! Скромность и деликатность не позволяют ему думать в подобной ситуации о своих интересах. Устраивая жизнь других, Мурад словно забывает, откладывает «на потом» решение личных вопросов. Сознание рядом существующей несправедливости не дает ему права остаться в стороне, жить спокойной и благополучной жизнью. В этом смысле Мурад - подлинная социальная личность, герой времени, как, например, Сейфи Ганиев из «Допроса» (эта картина - предыдущая работа сценариста Рустама Ибрагимбекова и режиссера Расима Оджагова).
Фрагмент из буклета «Родион Нахапетов».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий