]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Москва
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Москва

Год:
2000
Продолжительность:
139 мин.

Россия. 2000. 139 минут.

Авторы сценария Александр Зельдович и Владимир Сорокин

Режиссер Александр Зельдович

Оператор Александр Ильховский

Художник Юрий Хариков

Композитор Леонид Десятников

В ролях: Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Друбич, Наталья Коляканова, Александр Балуев, Виктор Гвоздицкий, Станислав Павлов.

Оценка - 5,5 (из 10).

Манерная драма.

В Центральном Доме кинематографистов состоялась премьера фильма «Москва» Александра Зельдовича, «Москва» созданного по сценарию, который был написан им вместе с культовым писателем Владимиром Сорокиным еще лет пять назад. Возможно, что тогда эта лента оказалась бы новым словом в кинематографе. Хотя верится в это с трудом, поскольку, как и большинство российских режиссеров, Зельдович явно не в ладах с расползающимся и бесконечно длящимся повествованием, в котором элементарная невнятица выдается за художественное высказывание. Однако ближе к финалу он знаменательно (не в пример ровесникам) проговаривается о том, что же могло бы стать программой такого субкультурного явления, как «золотая московская молодежь».

«Стилевое запаздывание» фильма «Москва» заключается в том, что за минувшие годы российское кино, многократно воспев и легендаризировав всех «новых русских» - от бизнесменов до киллеров, также успело вдоволь поиронизировать и над «новой Москвой», как, например, в ленте «Восемь с половиной долларов» Григория Константинопольского, а в картинах «Страна глухих» (см. статью Страна вечно строящейся утопии») Валерия Тодоровского и «Небо в алмазах» Василия Пичула художественно переосмыслить мифологию постсоветской столицы. И даже язвительное отыгрывание чеховских мотивов в условиях современной смены веков (только уже на рубеже тысячелетий!) было продуманно осуществлено в том же «Небе в алмазах». В сущности, получается, что «Москва» остается примерно на уровне постижения новомосковской реальности, как и «Лимита» Дениса Евстигнеева, фильм 1994 года, добавляя лишь вовсе ненужную (по причине устарелости) и фальшиво выглядящую манерность визуального ряда, а в качестве эксцентрического дивертисмента - перелопаченные композитором Леонидом Десятниковым несочетаемые музыкальные пласты: от песни «Враги сожгли родную хату» до отзвуков мелодий Франсиса Лея и Мишеля Леграна.

В этом плане сюжет и непосредственное действие словно перестают играть какую-либо роль - доминируют изображение, музыка, исполнительские выверты актеров, среди которых, пожалуй, удачнее всего «Москва»в созданную стихию «новорусского маньеризма» (кстати, вспомним, что он проявился еще в 1991 году в «Киксе» Сергея Ливнева) вписывается лишь Наталья Коляканова. И это, наверно, неслучайно, поскольку в театре Анатолия Васильева она привыкла играть в пространстве тотальной импровизации, когда процесс важнее результата, а самозабвенное актерское «токование» ценнее сюжетной логики и связного повествования. В «Москве» режиссер Александр Зельдович демонстрирует, будто поддавшись самоубийственной тяге своих мужских персонажей, чреватое последствиями самоустранение из экранного материала, вовсе не пытаясь выдать все происходящее за фантазию или фантасмагорию, а сводя творящиеся в кадре криминально-сексуальные, матерно-эстетизированные страсти-мордасти к довольно равнодушной и отстраненной фиксации.

Личное и мировоззренческое прорывается в своего рода фрейдовской обмолвке (не надо забывать о том, что по первой профессии Зельдович - психолог, «Москва»проработавший три года в больницах и диспансерах «брежневской Москвы») - в диалоге Ирины и Марка про те времена, когда они были «золотой молодежью 70-х», много трахались, начиная с 16 лет, занимались фарцовкой, а теперь вот спиваются, чувствуя жизненную неудовлетворенность. Хотя внешне они вроде бы преуспевают, особенно по сравнению с миллионами людей, которые не таскаются от скуки по ночным барам и не ведут нахально-праздное существование. «Писательские детки», войдя в пору сорокалетия, испытывают полное опустошение, атрофию желаний, дисфункцию самой потребности жить. Они дружат или сексуально отдаются «золотой молодежи 90-х» - всем этим кокаиновым мальчикам, запросто «кидающим» своих друзей детства, современным суперфарцовщикам, ворочающим миллионами долларов и трогательно озабоченным культурным меценатством.

И когда в финале новообразованная «русская семья» (не чета пресловутой «шведской»!), за исключением двух уже выбывших на тот свет, шествует по Красной площади, чтобы только ради проформы посетить могилу Неизвестного солдата, в этом видится не одна лишь очевидная, сразу напрашивающаяся перекличка с культовыми (тогда и слова такого не знали!) фильмами «шестидесятников» - «Мне 20 лет»/«Застава Ильича» и «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Между прочим, можно честь даже анекдотичным, что во время премьеры «Москвы» в Большом зале московского Дома кино параллельно в Белом зале как раз завершалась юбилейная ретроспектива Хуциева.

Проще всего счесть, что «девятидесятник» Александр Зельдович ернически разделывается с былыми кумирами, в том числе и своей матери Аллы Гербер, рьяной демократки, журналистки и депутата Госдумы, тоже вышедшей из поколения «Заставы Ильича». Но основная беда художественной (а порой и профессиональной) несостоятельности «Москвы» заключается в том, что в работе современного режиссера нет ни грана романтического порыва, искренности художника, наконец, гражданской ответственности, которые, безусловно, имелись в творениях Марлена Хуциева. Теперь-то мы можем позволить себе сказать, что он наивно верил в некий призрачный символ под названием «Застава Ильича», хотя все равно не подвергнем никакому сомнению силу и убедительность этой веры. А «Москва» превращается в нечто пижонское, сделанное ради форсу - чтобы себя показать, а на других и вовсе не смотреть. И все ее иносказания утилитарны, годящиеся только для того, чтобы, допустим, в одной из громадных букв названия МОСКВА, значащегося при въезде в город, спрятать украденные у друга 300 тысяч долларов. Вот и мелькнувший в уме к долгожданному исходу нескончаемого фильма эффектный слоган «Застава Зельдовича» - обман зрения, киношный трюк, обычный пшик, за которым всего лишь пустота.

А жаль! Пролет над полями в начале картины, когда мы, словно вендерсовские ангелы из «Неба над Берлином», откуда-то издалека приближаемся к нашей любимой и ненавистной столице, способен был почти растрогать - пока не вторгся за кадром совершенно неуместный разговор про русских и американских норок. В конце же ленты похожий пролет над домами, озвученный «Колхозной песней о Москве», уже не вызывает проникновенных эмоций. Значит, в середине мы увидели что-то такое, от чего стало просто скучно и тошно. Увольте!

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Опять по закону гор: Братья-омоновцы расстреляли экс-чиновника в Дагестане
Вектор – на Восток: о новых тенденциях на рынке метрологии России
Свободный полет «Рассвет» (интернет-сингл)
«С исчезновением СССР неотвратимо исчезает русская самобытность. Русский язык стремительно меняется, даже деградирует»
Почему микрозаймы часто влекут за собой незапланированные расходы
«Майдан» в Польше: Варшава поплатилась за попытку «раскачать» Беларусь
«Усилиями западных стран в практику международных отношений возвращается принцип коллективной ответственности»
Arion «Vultures Die Alone»
Лидер «Крематория» поделил русских рокеров на злых, плохих и хороших
Государство должно признать осложнения: учительнице после вакцины от ковида грозит инвалидность
Тоскарабочегокласса «Витраж» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.