![]() | |
• | Постер фильма |
Польша. 2001. 160 минут (польский вариант), 139 минут (международная версия).
Автор сценария Ежи Кавалерович (Jerzy Kawalerowicz) по роману Генрика Сенкевича (Henryk Sienkiewicz)
(Jerzy Kawalerowicz)
Оператор Анджей Ярошевич (Andrzej Jaroszewicz)
Главный художник Януш Сосновский (Janusz Sosnowski)
Художники Анна Адамашек (Anna Adamaszek), Иоанна Дзеженцка (Joanna Dzierzecka), Гжегож Пьёнтковский (Grzegorz Piatkowski), Эва Ройек (Ewa Rojek), Мариан Завалиньский (Marian Zawalinski)
Композитор Ян А.П. Качмарек (Jan A. P. Kaczmarek)
(Boguslaw Linda), Михал Байор (Michal Bajor), Ежи Треля (Jerzy Trela), Франчишек Печка (Franciszek Pieczka), Кшиштоф Майхжак (Krzysztof Majchrzak), Рафал Кубацкий (Rafal Kubacki), Анджей Томецкий (Andrzej Tomecki), Ежи Новак (Jerzy Nowak), Збигнев Валерысь (Zbigniew Walerys), Агнешка Вагнер (Agnieszka Wagner), Малгожата Печиньска (Malgorzata Pieczynska), Марта Пеховяк (Marta Piechowiak), Данута Стенка (Danuta Stenka), Малгожата Форемняк (Malgorzata Foremniak)
Посещаемость - 4,3 млн. зрителей в Польше
Премии: 3 национальных киноприза «Орёл» - за работу главного художника, художников по костюмам (Магдалена Тесявска, Павел Грабарчик - Magdalena Tesіawska, Pawel Grabarczyk) и второплановую мужскую роль (Ежи Треля)
Оценка - 5,5 (из 10)
Исторический фильм
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |
• | Кадры из фильма |
Хотя для большинства прежних экранизаторов Quo vadis являлся благодатной основой в деле создания зрелищного масштабного киноспектакля, что характерно и для лучшей версии, снятой американцем Мервином Ле Роем в 1951 году на итальянской натуре и в декорациях римской студии «Чинечитта». Разумеется, новый вариант, созданный ровно спустя 50 лет поляком Ежи Кавалеровичем, проигрывает по зрелищности, пусть и были потрачены весьма солидные деньги (даже по европейским меркам, не говоря о польских) в размере 18 млн. долларов. Тем не менее картина практически окупила себя на родине, сумев привлечь в кинотеатры каждого пятого поляка активного возраста.
И это объясняется несколько иными соображениями, чем знаменитое высказывание из античных времён о неудержимом стремлении людей исключительно к «хлебу и зрелищам». В используемом слогане фильма Кавалеровича неслучайно на первом месте стоит «Вера», а только потом - «Любовь» и «Власть». Поскольку главным мотивом этой интерпретации романа «Куда идёшь?» (если уж переводить заглавие на нынешний русский язык) становится именно вопрос веры, а также способности одних людей понять и принять тех, кто пока что преследуется за свои религиозные убеждения, является изгоем и отщепенцем в глазах подавляющего числа сограждан.
Тогда уже не может показаться странным, что режиссёр целых 30 лет пытался получить разрешение на постановку ещё в социалистической Польше. Но как и в случае с другим произведением Генрика Сенкевича «Огнём и мечом», якобы нежелательным для перенесения на экран из-за ряда антирусских намёков, «Камо грядеши» представлялся по-своему «запретным» по причине вероятных аллюзий с диссидентскими настроениями в стране, где, конечно, не насаждался атеизм в таких пределах, как в СССР, однако католичество всё равно было насильственно потеснено. И знаменательно, что в момент активной деятельности «Солидарности» некоторые ксёндзы выступали на одной стороне с протестующими рабочими и идейными противниками просоветского режима. Так что самый первый показ ленты Ежи Кавалеровича, состоявшийся 30 августа 2001 года в Ватикане специально для римского папы Иоанна Павла II, который некогда был польским священником Каролем Войтылой, тоже свидетельствует в пользу определённого политического восприятия последней версии Quo vadis.
Но парадокс заключается в том, что сам постановщик словно не доверяет избранной им трактовке - и в первой половине действия долго и не так уж убедительно с художественной точки зрения вынужден живописать обстоятельства возникновения и развития романа между Марком Виницием и Лигией, а также демонстрировать по давно заведённой традиции, как загнивают римские верхи. Истинный нерв творения Сенкевича начинает ощущаться только тогда, когда и Хилон в исполнении Ежи Трели (единственный из актёров, номинированный и ставший обладателем национальной кинопремии «Орёл»), и Петроний, умно сыгранный Богуславом Линдой, осознают правоту и значимость нового религиозного учения, которому суждено со временем покорить многие народы и страны мира.
А ведь родилось и окрепло христианство как решительный ответ на территориальную и духовную экспансию Рима, фактически пришедшего в упадок в период властвования Нерона, с которым сочинители Нового Завета связывали дьявольское число 666 (вот и из Рима император удалился в Грецию как раз в 66 году, будто добровольно теряя власть из собственных рук). Гонимые им так называемые «восточные сектанты», вызвавшие особый гнев толпы во время пожара 64 года, создали под давлением ненавистного режима другую веру, которая смогла сплотить всех противников разлагающейся империи, идущей к своему неизбежному краху. Как говорится, inde irae - «отсюда и гнев».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий