• Постер фильма
ПНР. 1976. 165 минут.
Автор сценария Александр Сцибор-Рыльский (Aleksander Scibor-Rylski)
Оператор Эдвард Клосиньский (Edward Klosinski)
Художник Аллан Старский (Allan Starski)
Композитор Анджей Кожиньский (Andrzej Korzynski)
Кристина Янда (Krystyna Janda), Тадеуш Ломницкий (Tadeusz Lomnicki), Яцек Ломницкий (Jacek Lomnicki), Михал Тарковский (Michal Tarkowski), Пётр Чесьляк (Piotr Cieslak), Веслав Вуйчик (Wieslaw Wojcik), Кристина Захватович (Krystyna Zachwatowicz), Магда Тереза Вуйчик (Magda Teresa Wojcik), Богуслав Собчук (Boguslaw Sobczuk), Леонард Зайончковский (Leonard Zajaczkowski), Яцек Доманьский (Jacek Domanski), Ирена Лясковска (Irena Laskowska), Здзислав Козень (Zdzislaw Kozien), Веслав Джевич (Wieslaw Drzewicz), Казимеж Качор (Kazimierz Kaczor), Дорота Сталиньска (Dorota Stalinska)
Премии: приз ФИПРЕССИ (поровну с фильмом «Запах диких цветов» Срджана Карановича, Miris poljskog cveca - Srdan Karanovic) на МКФ в Канне в 1978 году, главная премия и приз за мужскую роль на МКФ в Белграде в 1979 году, специальная премия на МКФ в Картахене в 1980 году, 9-е место по опросу «Самые лучшие польские фильмы ХХ века», проведённому польским еженедельником «Политика» в 1998 году
Оценка - 8,5 (из 10)
Социально-политическая драма
Первоначальный сценарий этого фильма, написанный Александром Сцибор-Рыльским ещё в 1964 году, был даже напечатан в советском журнале «Искусство кино», однако прошло целых 12 лет, прежде чем Анджей Вайда всё-таки добился разрешения на постановку «самого крамольного произведения» польского кино. Причём к трагической истории Матеуша Биркута, каменщика-стахановца сталинских времён, работавшего на строительстве комбината в Новой Гуте, была добавлена современная линия: молодая тележурналистка Агнешка, делая свою дипломную работу, не только разыскивает кинохронику 1952 года, где запечатлён трудовой подвиг Биркута, но и пытается выяснить дальнейшую судьбу ударника-строителя. Оказывается, и рекорд по укладке кирпича был инсценирован, и сам молодой рабочий превратился в показного героя, ездящего по другим стройкам и демонстрирующего перед кинокамерами свои «достижения», пока кто-то не подложил ему раскалённые кирпичи. Биркут был вынужден уйти на профсоюзную работу, где даже смог завоевать доверие людей. Однако проявившаяся у него принципиальность в отстаивании чужих интересов привела в итоге Матеуша к аресту и тюремному заключению, хотя и после реабилитации в 1956 году Биркут не желал мириться с несправедливостью, чем продолжал навлекать на себя новые беды.
Но последняя часть жизни этого персонажа дана лишь намёками, понятными только тем, кто хорошо знает тогда ещё утаиваемую историю социалистической Польши периода правления Владислава Гомулки, который подал в отставку в декабре 1970 года после подавления стачек рабочих на судоверфи в Гданьске, где как раз и мог погибнуть бывший «человек из мрамора», воплощённый в образе пафосной статуи в момент установления своих фальшивых рекордов. А дипломная работа тележурналистки Агнешки так и остаётся незаконченной, своеобразной «поэмой без героя», который исчез в перипетиях общественных сломов уже в постсталинскую эпоху. Возможно, этот обрыв судьбы, невыговоренной до конца, следовало бы признать определённой уступкой, социальным компромиссом авторов фильма в условиях 1976 года.
Тем не менее самими поляками «Человек из мрамора» был воспринят тогда как яркий пример проявления «морального непокоя». Он свидетельствовал не только о столкновении человека-индивидуума с безличной системой подавления, но и о настойчивом противостоянии всё извратившему обществу тех избранных людей, которые искренне преданны своей идее и уже поэтому представляются идеалистами. К тому же с редкостной остротой была поставлена проблема взаимоотношений художника и власти, любого проявления истинно творческого человека и нивелирующего принципа существования в государстве «равных», не терпящих тех, кто смеет выделяться из общего ранжира.
И вынужденное многоточие в финале данной ленты нашло своеобразное продолжение в реальных событиях, последовавших спустя всего лишь четыре года, когда новые забастовки на балтийском побережье привели к созданию «Солидарности», о чём уже поведал «Человек из железа», спешно снятый в 1980 году в гуще всего происходящего на судоверфях Гданьска.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий