]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Ретроспектива микио нарусэ в москве
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Ретроспектива микио нарусэ в москве

Чудесные облака

Микио Нарусэ был всего лет на пять старше, чем Акира Куросава, работавший в 1937 году ассистентом на фильме Нарусэ «Лавина». Тем не менее, всё в самой концепции кино противопоставляет их друг другу. Желание сделать кино позитивным жестом, нацеленным на то, чтобы улучшить жизнь; требование независимости; мужской, полный ярости мир - этим отличается Куросава. Кино Нарусэ не замахивается ни на какую функцию в обществе и прекрасно вписывается в конвейерную (по-американски) продукцию японских студий. Наконец, оно разворачивается в мире, где главенствуют женщины.

По сути, Нарусэ ближе к Кэндзи Мидзогути, который старше его на семь лет, или к Ясудзиро Одзу - тот старше его на два года. Все трое начинали в немом кино и глубоко зависели от студийной системы. Их кинематограф встает главным образом на точку зрения женских персонажей, обиженных обществом и японской традицией. Такую точку зрения в стране, где роль отца как главы семьи была вплоть до 1945 года записана в конституции, следует рассматривать вовсе не как стремление угодить публике, жаждущей поплакать: тут есть сопротивление, принимающее у каждого из трех режиссеров разные формы. Ярость, с которой борются и повергаются на землю героини Мидзогути, или безмятежность в беде у женщин Одзу не имеют эквивалентов у режиссера, поставившего «Стон горы». Его женщины предпочитают повернуться спиной и удалиться - буквально: пешком, по улице, как в «Женских печалях» (1937). Иногда они знают, что вернутся к невыносимому мужчине («Андзукко», 1958). Иной раз к концу своих скитаний они умирают («Плывущие облака», 1955).

«Почему Нарусэ недооценен по сравнению с другими режиссерами?» - задается вопросом Садао Яманэ. Всю свою карьеру Нарусэ был просто служащим студии, даже если его фильмы часто включались в список десяти лучших лент года в сводках «Кинэма дзюмпо» (старейшего из доныне публикующихся в мире журналов о кино). Можно то же сказать и о Мидзогути, и об Одзу, но Нарусэ всегда отказывался выставлять напоказ свою авторскую подпись. Его самовыражение - тайного типа, чему соответствуют одновременно и его скромность в жизни, и отказ объяснять свои мысли как перед собственными актерами на съемках, так и позже перед критиками, наконец, его готовность согласиться на любой заказ и будто бы влиться в форму жанровых условностей. За тридцать шесть лет работы он поставлял студии по два-три полнометражных фильма в год: в 1935 году, дебютируя в звуковом кино, снял не менее пяти лент, по крайней мере, три из них - замечательные (те три, о которых мы можем судить, потому что сохранились копии).

Едва лишь получив признание в 1935 году как мастер «сёмингэки» (фильмов о повседневной жизни) за свой первый шедевр «Жена, будь как роза!», Нарусэ начинает переходить от жанра к жанру и делает это в течение пятнадцати лет, отчего и возникает легенда о «творческом спаде» у него в тридцатые-сороковые годы. Это чистой воды легенда, которую опровергнет предлагаемая вам ретроспектива. Его лучшие фильмы тех лет относятся ко всем жанрам: это образцы «сёмингэки» («Хидэко, кондукторша автобуса», 1941) или семейного фильма (блистательная «Искренность», 1939), но также и мелодрамы («Девушка, о которой все говорят», 1935), комедии («О, как весело жить!», 1944), фильма о театральном зрелище («Цурухати и Цурудзиро»,1938; «Песенный фонарь», 1943) или даже социального фильма («Вся семья работает», 1939).

В то время ярлык «режиссера маленьких людей» наверняка повредил репутации Нарусэ, во всяком случае, во Франции, где до восьмидесятых годов из его фильмов вышел единственный - один из самых сентиментальных, «Мать» (1952). Его защитники называли тогда «Мать» примером «японского неореализма», а хулители сравнивали с псевдонародными фильмами Жан-Поля Ле Шануа. Но тремя месяцами раньше Нарусэ был гораздо более верен себе в фильме «Окуни и Гохэй», одной из его редких исторических лент. В этой очень развернутой экранизации одноактной пьесы Дзюнъитиро Танидзаки есть чувства, но нет никакой сентиментальности, и режиссер осмеливается встать на сторону трусливости, выступив против самурайского кодекса - показав, что он разрушает жизнь и любовь.

Начиная с этого времени, режиссура Нарусэ обретает более широкое дыхание. Это пора великих шедевров: «Стон горы» (1954), «Поздние хризантемы» (1954), «Плывущие облака» (1955), «Когда женщина поднимается по лестнице» (1960). Не отрекаясь от маниакальной социальной точности (взгляните хотя бы на лекцию по экономике сельского хозяйства, с которой начинаются «Летние облака»!), он выпускает персонажей в пространство со всё большей щедростью: «щедрость» - термин, которым определяет его суть один из почитателей, тайваньский режиссер Эдвард Янг. Ну, а гуманизм, родившийся из травмы войны, вдохновлявший раннего Куросаву, - неужто он и впрямь отсутствует у Нарусэ? На переломе шестидесятых годов, когда возникает «новая волна» радикального отвержения (Нагиса Осима, Сусуми Хани, Джон Хьюстон в 1941 году дебютировал своим МАЛЬТИЙСКИМ СОКОЛОМ, там же, в США, снял свой первый фильм Энтони Манн, во Франции - Жак Беккер. Микио Нарусэ к 1941 году уже успел сделать около 20 немых и 18 звуковых лент. И он не был исключением, тридцатилетние вообще тогда доминировали в кино Японии: кроме Нарусэ можно было бы назвать Госё, Одзу, Садао Яманаку, Масахиро Макино. Они и определили новое направление японского кино, сменив предыдущее поколение. В этом плане, мы не можем отрицать того факта, что в тридцатые годы молодежное движение было предтечей «новой волны» в японском кино. В эпоху немого кино молодые режиссеры, вслед за европейскими авангардистами, снимали фильмы, сочетая активно движение камеры и монтаж. Позже, под влиянием Голливуда, где диалог превалировал над визуальными эффектами, японские кинематографисты почувствовали вкус к «говорящим» картинам. В этом контексте очень важно понимание роли Нарусэ и Одзу, в лентах которых большое значение имеет фиксированный кадр.

В 1937 году, на пике своей славы, Микио Нарусэ женится на актрисе Сатико Тиба, которая снималась в нескольких его фильмах. Этот брак стал сюрпризом для многих их друзей. Однако длился он недолго, всего три года. Некоторые критики посчитали, что от этого пострадало творчество Нарусэ - мнение не совсем верное. Шла война, и многие студии переориентировались на съемки фильмов на военную тему. В таких условиях Нарусэ стало трудно оставаться верным мелодраме, которая была самой сильной его стороной. Компания предлагает ему поработать в Китае, где он и снимает шпионский боевик ШАНХАЙСКАЯ ЛУНА/ SHANHAI NO TSUKI (1941). Анализ эпизодов фильма наглядно доказывает, что эта лента не может быть обвинена в пропаганде колониализма, основная ее тема - женщина в тревожном ожидании. В течение Второй мировой войны Нарусэ также ставит ПЕСЕННЫЙ ФОНАРЬ/ UTA-ANDON (1943) и ИСКУССТВО ТЕАТРА/ SHIBAIDO (1944). Эти фильмы сняты в стиле «гэйдо» (особый способ игры актеров), вариации которого можно увидеть в картинах Нарусэ БРОДЯЧИЕ АКТЕРЫ/ TABI YAKUSHA (1940) и ИСТОРИЯ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА В САНДЗЮСАНГЭНДО/ SANJUSANGENDO TOSHIYA MONOGATARI (1945). Простая режиссура и ярко выраженный эстетизм этих фильмов несомненно представляют Нарусэ в полном расцвете.

Так называемое «гэйдо» берет свое начало в традиционных сценических искусствах. Надо сказать, что подобные фильмы стали весьма популярны в военное время, поскольку позволяли режиссерам избежать реальности. И все же ПОВЕСТЬ ПОСЛЕДНЕЙ ХРИЗАНТЕМЫ/ ZANGIKU MONOGATARI (1939) Кэндзи Мидзогути и ИСКУССТВО ТЕАТРА Нарусэ не могут рассматриваться только с этой точки зрения. «Гэйдо»-фильмы могли бы быть определены как попытка трансплантации «второстепенных» голливудских фильмов в японское кино. Картина Нарусэ ЦУРУХАТИ И ЦУРУДЗИРО/ TSURUHACHI TSURUJIRO (1938) - один из самых ярких образцов «гэйдо», где режиссер репродуцирует ленту Уэсли Рагглза БОЛЕРО (1934) с участием Джорджа Рафта и Кэрол Ломбард, помещая действие в эпоху Мэйдзи. Примечательно, что фильм Нарусэ сделан гораздо лучше его прототипа. Особенной утонченности режиссуры Нарусэ достиг и в ленте ПЕСЕННЫЙ ФОНАРЬ/ UTA-ANDON (1943), которая также относится к этой категории.

Между тем, Нарусэ преуспел и в лиричности показа жизни простых людей в таких лентах, как ВСЯ СЕМЬЯ РАБОТАЕТ/ HATARAKU IKKA (1939), ИСКРЕННОСТЬ/ MAGOKORO (1939), ХИДЭКО, КОНДУКТОРША АВТОБУСА / HIDEKO NO SHASHO-SAN (1941), которые можно считать предвестниками его фильма послевоенного периода МАТЬ/ OKAASAN (1952).

Во время некоторого замешательства, наступившего сразу после войны, а также из-за крупной забастовки на «Тохо» у Микио Нарусэ начался душевный спад. Политика демократизации, проводимая оккупационной армией, оказала неблагоприятное воздействие на режиссера, даже больше, чем предвоенный милитаризм. Однако в 1951 году, сразу после подписания Японией мирного договора с союзниками, Нарусэ вновь был приглашен Санэдзуми Фудзимото, который приобрел права на сценарий фильма СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ/ MESHI (1951), экранизацию романа писательницы Фумико Хаяси. Лента имела огромный успех, которому способствовала великолепная игра Сэцуко Хара, идеальные съемки оператора Масао Тамаи и декорации Сатоси Тюко. После этого в течение пятидесятых годов Нарусэ снимает один за другим ряд превосходных фильмов: ПОЗДНИЕ ХРИЗАНТЕМЫ/ BANGIKU (1954), ОКУНИ И ГОХЭЙ/ OKUNI TO GOHEI (1952), МОЛНИЯ/ INAZUMA (1953), СТАРШИЙ БРАТ, МЛАДШАЯ СЕСТРА/ ANI IMOTO (1953), СТОН ГОРЫ/ YAMA NO OTO (1954), ПЛЫВУЩИЕ ОБЛАКА/ UKIGUMO (1955), ПОТОК / NAGARERU (1956) и АНДЗУККО/ ANZUKKO (1958). В это время, сравнимое разве что с предвоенным периодом, Нарусэ жил полнокровной жизнью. Наступил «второй золотой век» японского кино, отразившийся как в количестве, так и в качестве фильмов. Многие прекрасные режиссеры, такие, как Мидзогути, Одзу, Куросава и другие, были весьма активны. За это десятилетие Микио Нарусэ снял ни много ни мало 23 фильма, то есть приблизительно столько же, сколько Мидзогути, Одзу и Куросава вместе взятые, его ленты привлекли самое большое количество зрителей. Многие фильмы снимались по книгам Фумико Хаяси, сценарии по которым готовили писательницы Сумиэ Танака и Ёко Мидзуки. Драматургическое развитие сюжета Нарусэ сочетал с игрой взглядов, с движением тел, заменяя этим слова и пытаясь добиться экспрессии во всем.

Студия абсолютно доверяла Нарусэ не только в режиссуре, но и в выборе исполнительниц главных ролей, в частности, Сэцуко Хара и Хидэко Такаминэ. Карт-бланш ему предоставлялся и в вопросах бюджета фильма, и в определении количества съемочных дней. Примечателен и такой факт: когда в 1954 году компания предприняла попытку сделать широкоэкранную фантастическую ленту ГОДЗИЛЛА (реж. Исиро Хонда), в съемках драматических эпизодов картины была задействована та же группа, что и в ПЛЫВУЩИХ ОБЛАКАХ, - и операторы, и осветители, и художники-постановщики. Микио Нарусэ был весьма активен в фильмопроизводстве, возникало ощущение, что он идеально гармонировал с японской студийной системой. Однако следует отметить, что пики активности режиссера совпадали с «золотыми временами» кино Японии.

В начале шестидесятых японская кинематография испытывала серьезный кризис и многие компании вынуждены были ограничить свою деятельность. Сиро Кидо, который как-то критиковал фильмы Нарусэ за их мрачность, стал одним из руководителей компании «Сётику» и, чтобы преодолеть кризис, пригласил работать к себе новых режиссеров, таких, как, например, Нагиса Осима и Ёсисигэ (Кидзю) Ёсида. Но эта затея не удалась. Молодые режиссеры со свойственной им активностью работали над собственными независимыми проектами. Акира Куросава также стремился к созданию собственного кинопроизводства и, двигаясь в этом направлении, при поддержке «Тохо» снял, например, фильм ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ/ YOJIMBO (1961). В это время Микио Нарусэ в качестве продюсера и режиссера снимает ленту ОСЕНЬ НАСТУПАЕТ/ AKI TACHINU (1960), но, как показал этот случай, талантом продюсера он не блистал...

Ушел Мидзогути, а в 1963 году, сразу же после окончания работы над последним своим фильмом, умер Одзу. Началось жестокое время смены поколений, и система японской кинематографии рухнула. Лишь только «якудза», гангстерские фильмы, позволяли студиям хоть как-то держаться на плаву. В этот мрачный для японского кино период Микио Нарусэ было очень сложно найти свое место. В свои последние годы он произнес фразу, которая прозвучала как последнее слово: «Мы больше не можем доверять студиям». Немаловажен и тот факт, что для Нарусэ, который всегда снимал черно-белые фильмы для экрана обычного формата, оказалось почти невозможным найти подходящий сценарий для цветной ленты широкого формата. Многие ведущие сценаристы один за другим отказывались выполнять требование режиссера выбросить из сценария те эпизоды, которые он считал ненужными. И все же свою правоту Нарусэ доказал мощной режиссурой эпизодов, где не было произнесено ни одного слова, в двух поздних своих фильмах: СМЯТЕНИЕ ЧУВСТВ / MIDARERU (1964) и РАЗМЁТАННЫЕ ОБЛАКА / MIDAREGUMO (1967).

В 1969 году, когда Микио Нарусэ умер в возрасте 63 лет, все студии компании «Тохо» были сданы в аренду. На них снимались третьесортные ленты и фильмы для телевидения, компания постепенно превратилась в прокатную фирму. С крахом старой системы кинематографии Микио Нарусэ стал постепенно забываться. И только в недавнее время его фильмы были открыты заново.

Однажды Микио Нарусэ, шокированный недолгой жизнью фильмов, сказал: «Они забываются через одну или две недели после их выхода на экраны». Сейчас можно с полной уверенностью сказать, что это заявление было единственной ошибкой, которую совершил в своей жизни Микио Нарусэ.

Сигэхико Хасуми, Садао Яманэ

Из каталога Международного Кинофестиваля в Сан-Себастьяне (1998), где была показана

ретроспектива фильмов Микио Нарусэ.

Фильмография Микио Нарусэ

1930

  • РЕКОРД БЕССТЫДСТВА НОВОБРАЧНЫХ/ OSHIKIRI SHINKONKI
  • МИЯМОТО МУСАСИ/ MUSASHI MIYAMOTO
  • ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ/ JUNJO
  • ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА/ FUKEIKI JIDAI
  • ГОСПОДИН И ГОСПОЖА ФЕХТОВАЛЬЩИКИ/ CHAMBARA FUFU
  • ЛЮБОВЬ - ЭТО СИЛА/ AI WA CHIKARA DA

    1931:

  • ВЕТРЕНИЦА САДИТСЯ НА ПОЕЗД/ UWAKI WA KISHA NI NOTTE
  • ПОД СОСЕДСКОЙ КРЫШЕЙ/ TONARI NO YANE NO SHITA
  • КРИКИ СО ВТОРОГО ЭТАЖА/ NIKAI NO HIMEI
  • НЕ ДЕРГАЙСЯ!/ NEE KOFUN SHICHA IYA YO
  • МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК, СТАРАЙСЯ!/ KOSHIBEN GAMBARE
  • СИЛА В УСАХ/ HIGE NO CHIKARA

    1932:

  • ДАМЫ, СЛЕДИТЕ ЗА РУКАВАМИ/ ONNA WA TAMOTO O GOYOJIN
  • РОДНОЙ НЕ ПО КРОВИ/ NASANU NAKA
  • ПОБИТАЯ МОЛЬЮ ВЕСНА/ MUSHIBAMERU HARU
  • БУДЬ ВЕЛИКИМ!/ ERAKU NARE
  • ШОКОЛАДНАЯ ДЕВОЧКА/ CHOKOREITO GARU
  • ВЗЫВАЯ К ГОЛУБОМУ НЕБУ/ AOZORA NI NAKU

    1933:

  • ЕЖЕНОЩНЫЕ СНЫ /YOGOTO NO YUME
  • ДВА ГЛАЗА/ SOBO
  • С ТОБОЙ МЫ В РАЗЛУКЕ/ KIMI TO WAKARETE
  • МУЖЧИНА С ПРИЧЕСКОЙ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ/ BOKU NO MARUMAGE

    1934:

  • БЕСКОНЕЧНАЯ УЛИЦА/ KAGIRINAKI HODO

    1935:

  • ДЕВУШКА, О КОТОРОЙ ВСЕ ГОВОРЯТ/ UWASA NO MUSUME
  • ЖЕНА, БУДЬ КАК РОЗА!/ TSUMA YO BARA NO YO NI
  • ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК В ЦИРКЕ/ SAKASU GONIN-GUMI
  • ТРИ СЕСТРЫ С НЕВИННЫМИ СЕРДЦАМИ/ OTOME-GOKORO SANNIN SHIMAI
  • АКТРИСА И ПОЭТ/ JOYU TO SHIJIN

    1936:

  • КУМОЭМОН ТОТЮКЭН/ TOCHUKEN KUMOEMON
  • ДОРОГА, ПО КОТОРОЙ Я ИДУ С ТОБОЙ/ KIMI TO IKU MICHI
  • УТРЕННЯЯ АЛЛЕЯ/ ASA NO NAMIKIMICHI

    1937:

  • ЖЕНСКИЕ ПЕЧАЛИ/ NYONIN AISHU
  • ЛАВИНА/ NADARE
  • ПАДЕНИЯ И ВЗЛЕТЫ, часть I/ KAFUKU I
  • ПАДЕНИЯ И ВЗЛЕТЫ, часть II/ KAFUKU II

    1938:

  • ЦУРУХАТИ И ЦУРУДЗИРО/ TSURUHACHI TSURUJIRO

    1939:

  • ИСКРЕННОСТЬ/ MAGOKORO
  • ВСЯ СЕМЬЯ РАБОТАЕТ/ HATARAKU IKKA

    1940:

  • БРОДЯЧИЕ АКТЕРЫ/ TABI YAKUSHA

    1941:

  • ХИДЭКО, КОНДУКТОРША АВТОБУСА/ HIDEKO NO SHASHO-SAN
  • ШАНХАЙСКАЯ ЛУНА/ SHANHAI NO TSUKI
  • ЛИЦО ИЗ ПРОШЛОГО/ NATSUKASHI NO KAO

    1942:

  • МАМА НИКОГДА НЕ УМРЕТ/ HAHA WA SHINAZU

    1943:

  • ПЕСЕННЫЙ ФОНАРЬ/ UTA-ANDON

    1944:

  • О, КАК ВЕСЕЛО ЖИТЬ!/ TANOSHIKI KANA JINSEI
  • ИСКУССТВО ТЕАТРА/ SHIBAIDO

    1945:

  • ДО ДНЯ ПОБЕДЫ/ SHORI-NO HI MADE
  • ПОВЕСТЬ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА В САНДЗЮСАНГЭНДО/ SANJUSANGENDO TOSHIYA MONOGATARI

    1946:

  • ПОТОМКИ ТАРО УРАСИМА/ URASHIMA TARO NO KOEI
  • МЫ ВДВОЕМ/ ORE MO OMAE MO

    1947:

  • ЧЕТЫРЕ ЛЮБОВНЫХ ПОВЕСТИ/ YOTTSU NO KOI NO MONOGATARI
  • (новелла РАДОСТНАЯ РАЗЛУКА/ WAKARE NO TANOSHI)
  • ВЕСЕННИЕ ПРОБУЖДЕНИЯ/ HARU NO MEZAME

    1949:

  • ЮНАЯ ХУЛИГАНКА/ FURYO SHOJO

    1950:

  • БЕЛЫЙ ЗВЕРЬ/ SHIROI YAJU
  • ДОКЛАД О ПОВЕДЕНИИ ПРОФЕССОРА ИСИНАКА/ ISHINAKA SENSEI GYOJOKI
  • УЛИЦА ГНЕВА/ IKARI NO MACHI
  • БИТВА РОЗ/ BARA GESSEN

    1951:

  • СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ/ MESHI
  • ТАНЦУЮЩАЯ ДЕВУШКА/ MAIHIME
  • КОСМЕТИКА ГИНДЗЫ/ GINZA GESHO

    1952:

  • ОКУНИ И ГОХЕЙ/ OKUNI TO GOHEI
  • МАТЬ/ OKAASAN

    1953:

  • МОЛНИЯ/ INAZUMA
  • ЖЕНА/ TSUMA
  • МУЖ И ЖЕНА/ FUFU
  • СТАРШИЙ БРАТ, МЛАДШАЯ СЕСТРА/ ANI IMOTO

    1954:

  • СТОН ГОРЫ/ YAMA NO OTO
  • ПОЗДНИЕ ХРИЗАНТЕМЫ/ BANGIKU

    1955:

  • ПЛЫВУЩИЕ ОБЛАКА/ UKIGUMO
  • ПОЦЕЛУЙ, часть III: ЖЕНСКИЕ ПУТИ/ KUCHIZUKE, III: ONNA DOSHI

    1956:

  • СЕРДЦЕ ЖЕНЫ/ TSUMA NO KOKORO
  • ЛИВЕНЬ/ SHU-U
  • ПОТОК/ NAGARERU

    1957:

  • НЕОБЪЕЗЖЕННАЯ ЛОШАДКА/ ARAKURE

    1958:

  • ЛЕТНИЕ ОБЛАКА/ IWASHIGUMO
  • АНДЗУККО/ ANZUKKO

    1959:

  • СВИСТ В КОТАНЕ/ KOTAN NO KUCHIBUE

    1960:

  • ДОЧЕРИ, ЖЕНЫ И МАТЬ/ MUSUME TSUMA HAHA
  • НОЧНОЙ ПОТОК/ YORU NO NAGARE
  • КОГДА ЖЕНЩИНА ПОДНИМАЕТСЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ/ ONNA GA KAIDAN O AGARU TOKI
  • ОСЕНЬ НАСТУПАЕТ/ AKI TACHINU

    1961:

  • КАК ЖЕНА И КАК ЖЕНЩИНА/ TSUMA TO SHITE ONNA TO SHITE

    1962:

  • МЕСТО ЖЕНЩИНЫ/ ONNA NO ZA
  • ДНЕВНИК БРОДЯГИ/ HOROKI

    1963:

  • ИСТОРИЯ ЖЕНЩИНЫ/ ONNA NO REKISHI

    1964:

  • СМЯТЕНИЕ ЧУВСТВ/ MIDARERU

    1966:

  • ALTER EGO ЖЕНЩИНЫ/ ONNA NO NAKA NI IRU TANIN
  • ВИНОВНЫЙ В ПРОИСШЕСТВИИ СБЕЖАЛ/ HIKINIGE

    1967:

  • РАЗМЁТАННЫЕ ОБЛАКА/ MIDAREGUMO

    РАСПИСАНИЕ

    РЕТРОСПЕКТИВЫ ФИЛЬМОВ МИКИО НАРУСЭ

    26, четверг, 18-30

    МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК, СТАРАЙСЯ!/KOSHIBEN GAMBARE

    1931 ч/б 28 мин.

    Производство: «Сётику»

    Сценарий: Микио Нарусэ

    Оператор: Мицуо Миура

    Микио Нарусэ, как и Ясудзиро Одзу до него, начинал свою режиссерскую карьеру с короткометражных «комедий нонсенса». Это один из таких фильмов, в первой своей части сделанный под несомненным влиянием американской комедии во всем ее блеске, с налетом фарсового юмора. Однако вторая часть - типичная мелодрама, из тех, что выпускались тогда компанией «Сётику» и так нравились среднему классу. В центре ее внимания - трудности жизни рабочих и их беспокойство в связи с депрессией, которая охватила Японию начала тридцатых годов.

    ЕЖЕНОЩНЫЕ СНЫ / YOGOTO NO YUME

    1933 ч/б 65 мин

    Производство: «Сётику»

    Сценарий: Тадао Икэда

    Оператор: Сукэтаро Икаи

    Художник-постановщик: Тэцуо Хамада

    Микио Нарусэ, живший в однокомнатной квартирке недалеко от студии, снял этот фильм о своей соседке, гейше. Лента была названа крупнейшими критиками Японии третьей в ряду лучших фильмов года. Здесь Нарусэ, мастерски используя монтаж и движения камеры, создает лирико-психологическую картину жизни женщины, которая борется за выживание в ситуации, когда все мужчины вокруг нее либо развратны, либо слабохарактерны.


    27, пятница, 18-30

    С ТОБОЙ МЫ В РАЗЛУКЕ / KIMI TO WAKARETE

    1933 ч/б 80мин

    Производство: «Сётику»

    Сценарий: Микио Нарусэ

    Оператор: Сукэтаро Икаи

    Художник-постановщик: Тэцуо Хамада

    Нарусэ после десяти лет работы ассистентом и трех лет - низкооплачиваемым режиссером, в конце концов, нашел свою нишу и сделал себе имя именно этим фильмом. При помощи эффектных движений камеры и монтажа - следствия влияния советского и американского кино на японское того времени - он фокусирует внимание на социальном положении женщины и вырисовывает ее психологический портрет: эта тема станет «фирменной» для послевоенного Нарусэ. Кэндзи Мидзогути тоже был известен как «женский режиссер», однако он эстетически идеализировал своих героинь. В отличие от него, Нарусэ как бы дистанцировался от предмета рассмотрения, холодно и вместе с тем лирично исследуя борьбу женщины за выживание во враждебном ей обществе. Это история двух гейш, которые стремятся спасти юношу (одна - сына, вторая - возлюбленного) от дурного пути.


    28, суббота, 18-30

    29, воскресенье, 16-00 (*)

    ТРИ СЕСТРЫ С НЕВИННЫМИ СЕРДЦАМИ / OTOME-GOKORO SANNIN SHIMAI

    1935 ч/б 75 мин.

    Производство: PCL

    Сценарий: Микио Нарусэ (по неоконченному роману Ясунари Кавабата «Хроника Асакусы, или Банда Красных Поясов»)

    Оператор: Хироси Судзуки

    Художник-постановщик: Кадзуо Кубо

    Композитор: Кёскэ Ками

    Первая «говорящая» картина Нарусэ с изобретательно используемым звуком. С легким мелодраматизмом фильм рассказывает о музыкантах, объединяющихся, чтобы преодолеть тяготы жизни и конкуренцию с музыкальными автоматами.


    29, воскресенье, 18-30

    30, понедельник, 18-30 (*)

    ЦУРУХАТИ И ЦУРУДЗИРО / TSURUHACHI TSURUJIRO

    1938 ч/б 87 мин.

    Производство: «Тохо»

    Сценарий: Микио Нарусэ (по роману Мацутаро Кавагути)

    Оператор: Такэо Ито

    Художник-постановщик: Кадзуо Кубо

    Композитор: Нобуо Ида

    Один из фильмов Нарусэ о традиционных театральных искусствах с элементами древнего театра «ёсэ» (традиционный японский водевиль) и с участием настоящих актеров этого жанра. В ленте заняты две крупнейшие японские кинозвезды тридцатых годов Кадзуо Хасэгава (пришедший из Кабуки) и Исудзу Ямада (дочь актрисы театра Синпа). Действие разворачивается в позднюю эпоху Мэйдзи. Цурухати и Цурудзиро, выступающие вместе, похожи на брата и сестру, но на самом деле между ними - постоянные споры о творчестве, любовь и ревность...

    3, четверг, 18-30

    4, пятница, 18-30 (*)

    ВСЯ СЕМЬЯ РАБОТАЕТ / HATARAKU IKKA

    1939 ч/б 65 мин.

    Производство: «Тохо»

    Сценарий: Микио Нарусэ (по роману Санао Токунага)

    Оператор: Хироси Судзуки

    Художник-постановщик: Такаси Мацуяма

    Композитор: Тадаси Ота

    Сам выросший в крайней нищете, Нарусэ показывает жесткую картину социальных проблем все более милитаризующейся Японии, дает возможность ощутить смятение, которое охватывает каждую семью и каждого ее члена. Семья Исимура работает с утра до ночи, чтобы хоть как-то прожить. Когда старший сын заявляет, что хочет уйти из дома и выучиться на электрика, отец не знает, как быть: если позволить ему это, то и другие дети захотят бросить нынешнюю работу и развивать свои таланты...


    5, суббота, 16-00

    6, воскресенье, 18-30 (*)

    ХИДЭКО, КОНДУКТОРША АВТОБУСА / HIDEKO NO SHASHO-SAN

    1941 ч/б 53 мин.

    Производство: «Тохо»

    Сценарий: Микио Нарусэ (по роману Ибусэ Масудзи)

    Оператор: Кэн Адзума

    Художник-постановщик: Нобуо Ида

    Лирическая комедия о простой кондукторше автобуса сделала из исполнительницы главной роли, 17-летней Хидэко Такаминэ, звезду японского экрана. Чтобы спасти ставшую нерентабельной автобусную линию, Хидэко решает превратить поездку в настоящую экскурсию.

    5, суббота, 18-30

    6, воскресенье, 16-00 (*)

    СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ / MESHI

    1951 ч/б 97 мин.

    Производство: «Тохо»

    Сценарий: Тосиро Идэ, Сумиэ Танака при участии Ясунари Кавабата

    Оператор: Масао Тамаи

    Художник-постановщик: Сатоси Тюко

    Композитор: Фумио Хаясака

    Фильм снят по последнему, незаконченному роману одной из самых популярных писательниц Японии - Фумико Хаяси. Эта лента - превосходный образец способности Нарусэ представлять противоречия, таящиеся под покровом каждодневной жизни, за будто бы малозначащими деталями. Дословно японское название фильма «Meshi» означает повседневную еду семьи. С этой постановкой к Нарусэ вновь вернулся успех, сделав его самым популярным в Японии режиссером фильмов о женщинах и для них.


    7, понедельник, 18-30

    КОСМЕТИКА ГИНДЗЫ / GINZA GESHO

    1951 ч/б 87 мин.

    Производство: «Син Тохо»

    Сценарий: Мацуо Киси (по роману Томоитиро Иноуэ)

    Оператор: Акира Мимура

    Художник-постановщик: Такаси Коно

    Композитор: Сэйити Судзуки

    Вместе со своим старым другом, сценаристом и критиком Мацуо Киси, Нарусэ экранизировал роман о жизни ночного стрип-клуба в пригороде Токио. Ослабив жесткую линейность повествования, режиссер представляет точный психологический портрет сильной, но загнанной жизнью в тупик женщины. Героиня работает в баре, одна воспитывает сына; однажды ей кажется, что она нашла достойного человека, с которым можно начать жизнь заново...

    Третий фильм Нарусэ для студии «Син Тохо», образованной после серии крупных забастовок на «Тохо».

    8, вторник, 18-30

    10, четверг, 18-30 (*)

    МАТЬ / OKAASAN

    1952 ч/б 98 мин.

    Производство: «Син Тохо»

    Сценарий Ёко Мидзуки

    Оператор : Хироси Судзуки

    Художник-постановщик: Масатоси Като

    Композитор: Итиро Сайто

    Фильм основан на сочинениях школьников об их мамах. В центре внимания - образ одной из них и ее семьи, пытающейся выжить во времена послевоенной разрухи. Рискуя сорваться в сентиментальность, Нарусэ остается замечательно сдержанным, что выгодно отличает его ленту от слащавых «материнских» картин того времени.


    9, среда, 16-00

    МОЛНИЯ / INAZUMA

    1953 ч/б 93 мин.

    Производство: «Дайэй»

    Сценарий: Сумиэ Танака (по роману Фумико Хаяси)

    Оператор: Сигэёси Минэ

    Художник-постановщик: Микио Нака

    Композитор: Итиро Сайто

    Один из лучших образцов творчества Нарусэ с традиционным для него сюжетом о жизни бедной городской семьи. Фильм рассказывает о семье, состоящей из матери и четверых детей: вялого, апатичного сына, эгоистичной и раскованной старшей дочери, средней, зависимой от мнения других, и третьей дочери, которая старается обрести независимость и серьезно думает о своем будущем. У всех детей - разные отцы. Впрочем мать семейства вовсе не считает себя распутной и предается сладостным воспоминаниям обо всех своих мужьях...


    11, пятница, 18-30

    12, суббота, 16-00 (*)

    МУЖ И ЖЕНА / FUFU

    1953 ч/б 87 мин.

    Производство: «Тохо»

    Сценарий: Микио Нарусэ, Тосиро Идэ

    Оператор: Асакадзу Накаи

    Художник-постановщик: Такаси Мацуяма

    Лента задумывалась как бы в продолжение фильма СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ с участием тех же актеров, с той же темой рока, преследующего женщин, хотя здесь Нарусэ выбирает счастливую развязку. В центре повествования - муж и жена, у них еще нет детей, в их отношения начинает закрадываться холодок, и именно в этот момент жена узнает, что беременна. Ребенок был бы им не по средствам, она решает сделать аборт. Но муж не хочет смириться ни с потерей жены, ни с потерей ребенка...


    12, суббота, 18-30

    СТАРШИЙ БРАТ, МЛАДШАЯ СЕСТРА / ANI IMOTO

    1953 ч/б 93 мин.

    Производство: «Дайэй»

    Сценарий: Ёко Мидзуки (по роману Сайсэй Муроо)

    Оператор: Сигэёси Минэ

    Художник-постановщик: Микио Нака

    Композитор: Итиро Сайто

    Главные героини фильма - две сестры: более современная и раскрепощенная младшая и старомодная старшая. Несмотря на кардинальные различия, и та,

  • Расскажите об этом:
    0

    Подписаться на KM.RU в Telegram

    Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

    Комментарии читателей Оставить комментарий

    ]]>



    ]]>
    Выбор читателей
    © KM.RU
    В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
    Кто убил киевского диверсанта?
    Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
    Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
    Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
    ]]>




    Агрегатор 24СМИ


    ]]>
    Избранное
    Александр Иванов позвал на концерт лечивших бойцов врачей госпиталя Вишневского
    Аборт мозга «Instrumental»
    Не знаем, не можем, не дадим. Почему власти Петербурга не раскрывают данные об эффективности вакцин от COVID-19
    Перегородки в квартире - какие варианты есть?
    BELINSKY «Проще разбиться» (интернет-сингл)
    АЙМСОРИ «Лето» (интернет-сингл)
    «Мотивы, толкнувшие руководство компартии на путь реформ, до конца остаются неясными»
    Кинопремьера «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»: «Сумерки» для хипстеров
    MOSKWITCH и Moon Far Away «ЮО»
    Итоги русско-японской войны – почему такое стало возможным?
    «Кипелов», 16 апреля, «19.30»
    официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
    ]]>
    ]]>
    Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
    Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

    Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

    Карта сайта


    Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


    Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
    Telegram Logo

    Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.