США-Франция. 2000. 115 минут.
Автор сюжета Джонатан Мостоу
Авторы сценария Джонатан Мостоу, Сэм Монтгомери и Дэвид Эйер
Режиссер Джонатан Мостоу
Оператор Оливер Вуд
Главные художники Уильям Лэдд Скиннер и Гётц Вайднер
Художники Мария-Тереза Барбассо, Марко Трентини и Роберт Вудруфф
Композитор Ричард Марвин
В ролях: Мэтью Макконохи, Билл Пэкстон, Харви Кайтел, Джон Бон Джови, Дэвид Кит, Джейк Уэбер, Дейв Пауэр, Дерк Читвуд, Мэтью Сеттл, Джек Ноузворт, Томас Кречманн.
Кассовые сборы в США - $77,1 млн.
Оценка - 6,5 (из 10).
Военная драма.
Этот американский фильм, название которого все же правильнее было бы произносить как «У-571» (поскольку речь-то идет о немецкой подводной лодке), неожиданно вызвал обостренную реакцию в Великобритании, даже на уровне премьер-министра Тони Блэра, обидевшегося за британских подводников. Ведь именно они раздобыли во время второй мировой войны немецкую шифровальную машину «Энигма», зато американцы смогли захватить вражескую субмарину У-505. И данные исторические факты перечислены в финале в закадровом комментарии, а поведанный до этого сюжет является составленным из нескольких имевших место случаев, додуман и драматизирован ради эффектности зрелища. Кроме того, одним из консультантов ленты был английский капитан-лейтенант Дэвид Бэлм, участвовавший в первом захвате «Энигмы» и как раз высоко оценивший усилия съемочной группы по воссозданию на экране событий минувшего. Так что спор по поводу исторической точности авторов «Ю-571» выходит далеко за пределы частных обстоятельств и принимает чуть ли не методологический характер: имеет ли право Голливуд в частности и кинематограф вообще по-своему переписывать историю, как сказали бы раньше - беллетризировать ее, а по нынешней моде - превращать в эффектное зрелище.
Картина «Ю-571» просто обречена на сравнение с выдающимся немецким фильмом «Лодка» Вольфганга Петерсена, который произвел фурор почти 20 лет назад, во-первых, показав всему миру войну с той стороны фронта и глазами обычных подводников, которые не считают себя героями, а делают свою тяжелую работу, борясь за выживание; во-вторых, восходя от поразительной аутентичности происходящего к высотам почти мифологической притчи о противостоянии человека Року. Задача Джонатана Мостоу была проще - создать увлекательный для зрителей военно-приключенческий боевик, воздействующий не только авантюрностью лихого сюжета, но и всей мощью современных кинотехнологий, чтобы у сидящей в зале публики возникало ощущение подводной клаустрофобии и подлинного страха перед глубинными бомбами, взрывающимися где-то поблизости. Конечно, картине «Ю-571» можно предъявить претензии и по части фабульных натяжек (почему это американцы успели быстрее немцев добраться до вышедшей из строя подводной лодки, которая в их руках вдруг заработала и стала демонстрировать чудеса маневренности?!), и из-за увлечения чересчур преувеличенными спецэффектами. Однако нельзя не признать, что и то, и другое срабатывает - и даже российские зрители начинают рьяно болеть за доблестных янки как за «наших» и удовлетворенно аплодировать им в финале.
На самом-то деле, Голливуд в очередной раз доказывает, что он не удовлетворяется привычной ролью «фабрики грез», рассказывающим пусть драматические сказки, но с непременным хэппи-эндом, а порой лучше прежнего советского кино выполняет патриотическую, воспитательную и идеологическую функции «важнейшего из искусств». Кстати, вспомним, что у нас в 1973 году был пользовавшийся успехом у публики (посещаемость - 31 млн. зрителей) фильм «Командир счастливой «Щуки» об отважных советских подводниках, которые в том же 1942 году сражались с фашистами в северных водах около Мурманска. Отличие голливудской экранной пропаганды от нашей заключается лишь в том, что американцам, не обладающим достаточным числом громких побед или
блестяще проведенных военных операций приходится для прикрас кое-что присочинить и себе присвоить, чтобы выглядеть в глазах всего остального мира единственными победителями, истинными творцами Истории. И отдельные сомнения и возражения недовольных таким поворотом событий просто тонут в наступательном порыве Голливуда, чья экспансия по земному шару оказывается еще более удачной, нежели военные, политические и экономические притязания американцев на доминирование везде и всюду. Как бы ни складывались реальные ситуации, в кино они обязаны быть триумфальными. И сто миллионов долларов в мировом прокате, полученные фильмом «Ю-571», подтверждают очевидность этой истины. Ну, а то, что во время показа ленты на последнем Венецианском кинофестивале итальянский продюсер Дино Де Лаурентис, давно работающий в США, посвятил просмотр погибшим российским подводникам с «Курска», свидетельствует о том, что преуспевающие люди вполне могут проявить при случае благородство.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий