СССР. 1937. 83 минуты.
Автор сценария Игорь Савченко при участии Аркадия Гайдара по мотивам его повести «РВС»
Режиссер Игорь Савченко
Оператор Юлий Фогельман
Художник Людмила Блатова
Композиторы Сергей Потоцкий и Дмитрий Покрасc
В ролях: Николай Соколов, Константин Нассонов, Леня Шехтман, Костя Тыртов, Нина Русинова, Виктор Селезнев, Николай Горлов, Фаина Раневская.
Оценка - 8,5 (из 10).
Историко-революционный сказ.
Эта лента явно не вписывается ни в типологию традиционного историко-революционного фильма, ни в разряд скрыто полемичных произведений, переоценивающих советскую мифологию или хотя бы вносящих в нее существенные поправки. Однако безусловно и то, что без подобной картины не появились бы, например, уже через два десятилетия "Павел Корчагин" и "Ветер" Александра Алова и Владимира Наумова, прямых учеников Савченко, а еще позже, на рубеже 70-х годов - такие разные, почти полярные произведения, как "Комиссары" Николая Мащенко и "Бумбараш" Николая Рашеева и Аркадия Народицкого, наконец, опять через десятилетие - телефильм "Школа" Михаила Ильенко. Конечно, было бы легче всего отнести Игоря Савченко к единомышленникам Александра Довженко, который ранее в "Арсенале" и позднее в "Щорсе" тоже не без легендарно-сказовой интонации обращался к событиям революционной истории. Кроме того, "Дума про казака Голоту", "Бумбараш" и "Школа" являются экранизациями повестей Аркадия Гайдара, тоже не чуждого романтического пафоса. А по сюжету (деревенский мальчишка Сашко, сын красноармейца, вместе с подростком Жиганом, приехавшим к деду-лирнику из города, помогают комиссару, попавшему в засаду белых) все это отчасти перекликается с "Красными дьяволятами" и "Неуловимыми мстителями", которые, разумеется, более приключенческие и даже эксцентрические ленты.
И все же картина Савченко впервые в отечественном кино задала некий необычный тон рассказа, в котором героика соседствует с реалистическим, более того - густым бытописательством, а революционная восторженность намеренно снижается при помощи по-гоголевски колоритных, почти фарсовых "малоросских" побасенок (чего стоит одна лишь Фаина Раневская, гениально сыгравшая в эпизоде сельскую попадью). "Дума про казака Голоту", вопреки своему названию, пока еще лишена, к счастью, той исторической величавости, которая появится в более заказной работе 1941 года - "Богдан Хмельницкий". И есть в ней неожиданная прозрачность кинематографического письма (оператор Юрий Фогельман, сотрудничавший с Игорем Савченко на двух предшествующих фильмах "Гармонь" и "Случайная встреча"), словно непредусмотренный стилевой изыск бесхитростной, но лукавой картинки в духе примитивизма, а еще точнее - самодельной песни деда-лирника.
Газета "Экран и сцена".
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий