СССР. 1966. 86 минут.
Авторы сценария Наталия Рязанцева, Валентин Ежов
Режиссер Лариса Шепитько
Оператор Игорь Слабневич
Художник Иван Пластинкин
Композитор Роман Леденев
В ролях: Майя Булгакова, Жанна Болотова, Пантелеймон Крымов, Леонид Дьячков, Сергей Никоненко, Николай Граббе, Римма Маркова, Аркадий Трусов, Ольга Гобзева, Евгений Евстигнеев. Зрительский успех - 8,0 млн. при тираже 534 копии.
Оценка - 9,5 (из 10).
Драма.
Эта картина - одно из немногих кинопроизведений 60-х годов о современности, в котором есть метафорический выход к прошлому, к Истории. Как и Марлен Хуциев в параллельно снятом "Июльском дожде", Лариса Шепитько, тоже пользуясь доминировавшей тогда "эстетикой документальности", обращается к образу городской женщины - преодолевшей сорокалетний рубеж преподавательницы училища Надежды Петрухиной. Но именно эта героиня, воспринимаемая излишне сухой и жесткой своими учениками, взрослой дочерью или молодой журналисткой, берущей у нее интервью, оказывается в то же время непосредственной носительницей памяти о минувшей войне, своего рода "живым экспонатом" в местном музее ратных подвигов, потому что раньше была летчицей и участвовала в боях. Однако парадокс нынешней судьбы Петрухиной заключается в том, что она, подобно более молодой героине "Июльского дождя", тоже должна приобщиться к Истории, чтобы проверить, словно при помощи нравственного камертона, собственную жизнь.
И точно так же, как и в "Июльском дожде", название якобы повествовательного, прозаического фильма способно раскрыть метафорический смысл произведения, находящийся в нем до этого невыявленным. Заголовок "Крылья" усваивается в нужном ключе не сразу, требует некоторого раздумья. Но "недосказанность" названия, к тому же подкрепленная рядом иносказательных в конечном счете сцен, свидетельствует о скрытой поэтичности этой внешне обычной картины. Например, эпизод в музее метафорически говорит о том, что сама героиня может оказаться "вещью под стеклом". Да, прошлое, война были для Петрухиной лучшим временем ее жизни, своеобразным взлетом в судьбе, духовным восхождением. Но все же минувшее должно быть и в настоящем теми крыльями, которые поднимают в воздух и несут к будущему. Поэтому финал ленты (когда Петрухина садится в учебный самолет и взлетает вверх) в высшей степени знаменателен. Он становится метафорой обретения героиней утраченной гармонии с самой собой и с людьми. Важно всегда чувствовать за спиной крылья, ощущать себя рассекающим воздушное пространство на большой высоте и видеть над головой опрокинутое зеркало неба. Крылья, как дух, возносят человека над самим собой, позволяя ему увидеть себя таким, каким он должен быть всегда, каждое мгновение своей жизни.
А в творчестве 28-летней Ларисы Шепитько (она погибнет в автокатастрофе через 13 лет) "Крылья", пожалуй, является самым лучшим фильмом, в котором мастерство постановщика не вступает в противоречие с человеческими принципами нравственности, как в позднем "Восхождении", и героиня, блестяще сыгранная Майей Булгаковой, вызывает прежде всего подлинное и искреннее сочувствие и сопереживание.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий