]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Прощай, шпана замоскворецкая...
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Прощай, шпана замоскворецкая...

Год:
1987
Продолжительность:
103 мин.

СССР. 1987. 103 минуты.

Автор сценария Эдуард Володарский

Режиссер Александр Панкратов

Оператор Борис Новоселов

Художник Василий Щербак

Композитор Николай Каретников

В ролях: Сергей Макаров, Лариса Бородина, Николай Добрынин, Михаил Пузырев, Наталья Попова, Тамара Семина, Нина Усатова, Георгий Бурков, Михаил Голубович, Сергей Барабанщиков, Олег Голубицкий, Инна Аленикова.

Зрительский успех - 19,8 млн.

Оценка - 7 (из 10).

Ретро-драма.

В Доме кинематографистов при содействии районных Управ «Якиманка» и «Замоскворечье» вдруг решили с некоторым опозданием (как минимум, в полгода) отметить 10-летие с момента выхода фильма «Прощай, шпана замоскворецкая...». Идея проведения «второй премьеры», конечно, благородна, тем более, что премьеры новых лент происходят сейчас нечасто. Хотя в немалой степени знаменательно, что взор спонсоров мероприятия и представителей городских властей был обращен не на иные, «более круглые юбилеи» (допустим, 40-летие замечательных картин «Дом, в котором я живу» и «Добровольцы»), а именно на произведение о московской шпане середины 50-х годов, в котором нынешние «отцы города» не без ностальгии узнают самих себя. Лужковское поколение вслед за своим мэром готово с гордостью заявить: «Мы - дети твои, Москва!». И все они, вышедшие из Москвы маргинально-коммунальной, окраинно-провинциальной, теперь, заняв высокие посты, прилагают неимоверные усилия, чтобы придать внешний лоск и блеск фасадам зданий, произвести капитальный евроремонт в столице и превратить город хотя бы в пределах Садового кольца в современное подобие Выставки достижений народного хозяйства или в некий безжизненный Бизнес-сити.

Как раз достоинством фильма Александра Панкратова, поставленного через год после ленты «Чужая Белая и Рябой» Сергея Соловьева на той же киностудии «Мосфильм» и во внешне похожей манере стилистически изысканного черно-белого изображения на цветной пленке (оказывается, оператор Борис Новоселов снимал лишь свою первую полнометражную картину), является то, что режиссер не впадает в грех излишнего стилизаторства. Он не забывает и о том, что зрителей интересует прежде всего история, которая, будучи сочиненной крепким профессионалом сценарного дела Эдуардом Володарским, в том числе по воспоминаниям и о собственной юности в Москве в переломную весну 1956 года, должна излагаться на экране эмоционально, захватывающе.

16-летний Роберт по прозвищу Роба живет с матерью в комнате в коммунальной квартире, а его отец-танкист, попавший на войне в плен, потом был осужден на 15 лет пребывания в сталинских лагерях. Но времена уже начинают меняться - и действие фильма по трагическому совпадению заканчивается на скорбной (похороны девушки, которую убили дружки-уголовники местного бандита Витька, успевшего отправиться в тюрьму) и одновременно обнадеживающей ноте (возвращение домой отца Роберта). Необходимая доля житейского мелодраматизма и следование по касательной жанру «городского романса», способствовавшие определенному успеху фильма «Счастливая, Женька!», в четвертой полнометражной работе режиссера (она неслучайно стала самой кассовой в его творческой карьере) даже приняли чуть гиперболизированную форму мещанских страстей с надрывом и кинематографического варианта блатных песен или их современных версий в трактовке, например, группы «Любэ». Однако это повышение градуса чувств на экране во многом уравновешивается тщательным и любовным воссозданием минувшей эпохи, юным свидетелем которой был и сам Александр Панкратов (в 1956-м ему исполнилось 10 лет), приехавший из Харькова в Москву.

Кстати, в тот период еще не было такого резкого деления на коренных москвичей и приезжих - вся страна словно состояла из одних переселенцев и напоминала единую коммунальную квартиру, в которой жили не так уж дружно, как может показаться сейчас сквозь дымку времен, со ссорами и доносами друг на друга, но все же сплачиваясь и помогая соседу в трудную минуту. И если существовало конфронтационное расслоение по территориальному признаку, то, как ни забавно, заключалось оно в противостоянии жителей будто провинциальной Москвы, бывших слобод за пределами исторического центра (все эти Замоскворечья, Таганки, Лефортово, Марьины рощи и т.п.), и столичной «новой Москвы», воссозданной по строительному плану Кагановича-Сталина в 30-50-е годы. Обитатели коммуналок и высотных домов отличались не только по принципу социальной иерархии советского строя, но и по еще не разведенному резко на разные полюса (как сейчас) уровню общего благосостояния. И хотя дети из столь непохожих семей могли учиться в одной школе и даже вместе дружить во дворах (что отражено и в ленте «Прощай, шпана замоскворецкая...»), непреодоленный комплекс общественной неполноценности дает о себе знать до сих пор. Прежняя шпана не из престижных домов, дорвавшись до власти, строит «планов громадье» по превращению всей старинной (купеческой и рабоче-крестьянской) Москвы в глянцевый метрополис будущего, и готова создавать «московские» филиалы даже где-нибудь в Севастополе, но в открытую недолюбливать (сильнее, чем при коммунистах) тех, кто не принадлежит к «нашей кодле», пусть уже давно приехал в столицу из других городов.

Газета «Экран и сцена».

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Ловитура «Падают звезды» (интернет-сингл)
Геномный редактор CRISPR/Cas9 превратили в тест на антитела к COVID-19
«Калинов мост», 5 апреля, 1930 Moscow
Евгений Алексеев «The Way»
Созвездие N «Прости» (интернет-сингл)
«Он вечно ищет свет, предпочитая тьму»: скромное обаяние Валентина Гафта
Общпит «Сеятель» (компакт-кассета)
Цифрократия – не медиакратия
«В отсутствии образа будущего Лукашенко и Путин близнецы-братья, просто у нас больше масштаб экономики и социальная инерция»
«Виват, ансамбль», 22 апреля, Малый Зал Филармонии имени М.И. Глинки (Санкт-Петербург)
«Выжившие» смогут спать не более трех часов в сутки
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.