]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Кино
Главная → Кино → Сплетник
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

И СЛЕЗЫ, И ГРЕЗЫ - И ПОДВИГ, И СМЕХ (КИНО ДЛЯ СОВЕТСКОГО НАРОДА)

18:27 27.09.1999

Мне уже приходилось комментировать список чемпионов советского кинопроката за 50 лет (см. в «Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия»), а также высказывать...

Мне уже приходилось комментировать список чемпионов советского кинопроката за 50 лет (см. в «Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия»), а также высказывать ряд соображений в отдельных микрорецензиях. Однако хотелось бы теперь суммировать, обобщить представления о том, что же было по-настоящему популярно в кинопрокате СССР и пользовалось, так сказать, любовью всего советского народа. А то, что народ без указки сверху искренне любил кино в те времена, сомнению не подлежит.

Можно оценить как благоприятный факт, что нынешнее телевидение, практически полностью заменившее сейчас систему бывшего кинопроката, вдруг вспомнило в начале этого года о существовании такого абсолютного суперхита, как "Есения", мексиканская мелодрама, которую в 1975 году посмотрело в кинотеатрах СССР рекордное количество зрителей: по 91,4 млн. на серию. Тогда были превзойдены результаты двух самых популярных отечественных комедий - "Бриллиантовая рука" и "Кавказская пленница" Леонида Гайдая, которые вполне закономерно не сходят теперь с телеэкранов. Наконец-то своеобразная справедливость восторжествовала и в отношении "Есении", в свое время подвергавшейся презрительному осмеиванию в прессе за якобы потрафление невзыскательным вкусам аудитории, желающей вдоволь прослезиться над придуманными страстями.

Каюсь, что и я, будучи студентом ВГИКа, в том 1975 году, естественно, из чувства гордыни и собственного превосходства над неразумной публикой проигнорировал тоже латиноамериканский прообраз ныне повсеместно демонстрируемых душещипательных "мыльных опер". Потом же испытывал запоздалое мучительное любопытство: почему именно "Есения" с большим отрывом (почти в 4 миллиона) стала абсолютным рекордсменом советского кинопроката, и даже три славных отечественных чемпиона 1980 года - "Пираты ХХ века", "Москва слезам не верит" и "Экипаж" - так и не смогли догнать заокеанского соперника? У нас довольно часто предпочитали охаивать какую-нибудь заграничную или свою картину, пользующуюся повышенным зрительским успехом, но мало кто пытался понять и проанализировать причину такого редкостного единодушия разнородной аудитории от Калининграда до Анадыря, от Тикси до Кушки. Ведь советская кинопублика - это тоже своего рода феномен, нуждающийся в особом осмыслении.

При нынешнем знакомстве с "Есенией" вдумчивый зритель должен был бы обратить внимание не только на поразительное совпадение по популярности в советском кинопрокате два года подряд своего рода "цыганских лент" - ведь в 1976 году лидером стала работа Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо", которая, впрочем, не смогла превзойти даже 65-миллионый рубеж. Знаменательнее другое обстоятельство: в крайне далеком от советской реальности сюжете из времен начала века и мексиканской революции можно неожиданно углядеть знакомый по многим известным отечественным картинам мотив "свой среди чужих, чужой среди своих", проявляющийся в самых разных ситуациях и эпохах. В том числе и в качестве злободневной (пожалуй, и до сих пор) темы "лимиты", социалистического варианта классического сословного неравенства. Вот и девушка Есения, живущая в цыганском таборе и ведущая себя исключительно по-цыгански, вовсе не подозревает, что принадлежит к знатному роду латифундистов испанского происхождения, но со временем, преодолев все препятствия, станет законной наследницей, идущей в красивом белом платье под венец со своим возлюбленным Освальдо, от которого жертвенно отказалась ее собственная сводная сестра, кроткая и наивная Луиса. Вот почему эта современная версия "Золушки" вполне вписывается в советский типологический ряд - начиная с уже упомянутого фильма "Москва слезам не верит" и кончая, допустим, "Маленькой Верой".

Между прочим, в первых кадрах последней из названных картин заглавная персона со своим экстравагантным обликом на танцах сойдет за новую цыганку с мятущейся душой, изо всех сил желающую вырваться прочь из своего надоевшего, опостылевшего круга жизни и стать кем-то, пусть даже в чужом для нее мире своего возлюбленного Сергея. "Маленькая Вера" - тоже сказка-мелодрама, как и "Есения", но лишь несравнимо более жесткая и беспощадная: ведь в другой действительности сбежавших бунтарок никто не ждет с распростертыми объятиями и заранее причитающимся наследством.

Кстати, лента Василия Пичула стала последней в истории советского кинопроката, которая смогла преодолеть суперпрестижный и чаще всего вообще заранее непредсказуемый рубеж в 50 миллионов. Среди отечественных фильмов таких "главных любимчиков" лишь 36 по названиям, причем 12 из них (то есть ровно треть) - двухсерийные, что все-таки свидетельствует о подспудной тяге зрителей к развернутым повествованиям нередко романной структуры, хотя внутри них могут наличествовать драматические, мелодраматические, героико-приключенческие мотивы. И только комедии не должны быть длинными - из 13 "пятидесятимиллионщиков" с комическими элементами (между прочим, это чуть превышает треть от общего числа сверхрекордсменов) лишь одна "Корона Российской империи, или Снова Неуловимые" Эдмонда Кеосаяна - не односерийная. Даже если мы возьмем следующую партию популярных фильмов из 36 названий с результатом свыше 42,5 миллиона зрителей, и то среди них окажется именно 12 двухсерийных, а 10 комедий - вообще все односерийные.

Уже по этому раскладу вырисовывается примерная жанровая контрпара с рифмованными определениями: "слезы-грезы" и "приключения-развлечения". Конечно, не исключено и тем более не запрещено, чтобы, допустим, в картинах "Москва слезам не верит" и "Калина красная"присутствовали яркие комедийные краски, а наоборот, в комедии "Афоня" содержались лирика и грусть; чтобы в ленте "А зори здесь тихие..." мелодрама сочеталась с военной героикой, а наоборот, фантастико-приключенческий "Человек-амфибия" в большей степени казался мелодраматичным. Но в высшей степени принципиально, что слезы соседствуют с грезами, потому что кино, растрогав нас, тут же стремится утешить. Когда же подвиг не может обойтись без смеха (трилогия о "неуловимых мстителях", "Свадьба в Малиновке", "Трембита" - и не только "Бриллиантовая рука" и "Джентльмены удачи"), это все-таки подтверждает, что и в условиях идеологического диктата "здоровье кинематографа" нуждается в подпитке не одним лишь адреналином, а также и живительным юмором.

Тем не менее и героика без смеха ("Пираты ХХ века", "Щит и меч", "Сильные духом", "Петровка, 38" и т.д.), и серьезные мелодрамы и кинороманы, лишенные явного утешительства ("Табор уходит в небо", "Калина красная", "Мачеха", "Русское поле", "Маленькая Вера", "Любовь земная" - а с другой стороны, "А зори здесь тихие...", "Война и мир", "Судьба", "Освобождение", "Офицеры") составляют, как это ни парадоксально, тоже по отдельности примерно треть от числа лидеров советского кинопроката. Получается, что уравновешиваются переживательное и занимательное, утешительное и развлекательное. И поистине сам народ испытывает волнение по поводу "судьбы народной" на экране, заинтересованно следит за частной историей на фоне общественных и мировых катаклизмов, будь то исторические события далекого минувшего или более приближенные к нам по времени потрясения недавнего прошлого.

Особенно показателен в этом смысле пример дилогии Евгения Матвеева, когда вторая часть "Судьба", несмотря на такое совершенно некассовое (с точки зрения некоторых) название, выйдя через три года после "Любви земной" и будучи уже двухсерийной, собрала на 7 (!) миллионов больше. Казалось бы, в первой части было все по сюжету и исполнению (а также по названию) завлекательнее для публики, но она среагировала, пожалуй, на то, что только в продолжении драматическая судьба героев развертывается уже во время Великой Отечественной войны, когда переживания за конкретных персонажей связываются еще и с воспоминанием одних зрителей или узнаванием более молодыми того, какие испытания прошла вся страна в целом. То есть заголовок "Судьба" начинает соотноситься с такими обобщающими понятиями, как "Война и мир" или "Освобождение" в еще более эпических по жанру кинопроизведениях.

Конечно, две названных картины наиболее отвечали официальным представлениям о просветительной и воспитательной роли советского кинематографа, поэтому и были максимально поддержаны в прокате благодаря самому большому тиражу - 2805 копий у первой серии "Войны и мира", по 2202 копии у первого и второго фильма "Освобождения". Но среди особо "зарубленных" по количеству фильмокопий "пятидесятимиллионщиков" оказались только "Мачеха" и "Спортлото-82", к которым, видимо, предъявляли отнюдь не идеологические, а скорее художественно-вкусовые претензии.

Хотя наш отечественный чемпион проката, приключенческий боевик "Пираты ХХ века" Бориса Дурова, получи он такой же тираж, как вышедшая незадолго до этого "Москва слезам не верит", мог бы в итоге рассчитывать не на 87,6, а уже миллионов на 120, то есть оставить далеко позади себя заграничную "Есению". Однако тут сработала перестраховочная политика: не следует чересчур поощрять лихую ленту про современных террористов с имеющимися в ней драками каратистов (напомним, что тогда секции восточных единоборств стали у нас потихоньку запрещать). А что, если бы действие "Пиратов ХХ века" происходило не в конце 70-х годов и было отдалено от той публики некоторой временной дистанцией? Лента могла бы смотреться в таком случае на уровне приключенческих экранизаций "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников" (52,8 млн.) и "Всадник без головы" (51,7 млн.) или героико-приключенческих произведений о террористах прошлого: "Тегеран 43" (47,5 млн.) и "ЧП - Чрезвычайное происшествие" (47,4 млн.).

Кстати, интересно проследить, как соотносятся в списке суперлидеров советского кинопроката фильмы о прошлом и современности. Выясняется, что и здесь наличествует паритет. Но все-таки среди современных картин преимущество отдается смеху и слезам, нежели приключениям, а вот в фильмах о минувшем доминирует именно героика. Тематически же, а вернее, по сквозному мотиву, проходящему через большинство самых успешных лент кинематографа СССР, действительно оказывается, что многие из героев могли бы сказать про себя: я - "свой среди чужих, чужой среди своих".

Неудивительно, что это касается фильмов про разведчиков и шпионов, а также прочих людей, засланных или проникших куда-то в иную среду обитания, притворяющихся другими ("Щит и меч", "Сильные духом", трилогия о "неуловимых мстителях", "Свадьба в Малиновке", "Джентльмены удачи", "Трактир на Пятницкой", "Петровка, 38", "Трембита"). Но ведь и славные советские граждане, попавшие за границей, вдали от Родины, в опасные или комические приключения ("Пираты ХХ века", "Экипаж", "Бриллиантовая рука"), тоже выступают в качестве "героев поневоле". Даже в условной обстановке картин "Человек-амфибия", "Иван Васильевич меняет профессию", "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников", "Всадник без головы" и "Человек с бульвара Капуцинов" персонажи вырваны из своего прежнего существования и пребывают в не привычном для себя мире или вообще в иной эпохе. Более того, комический интеллигент-очкарик Шурик из двух серий Леонида Гайдая постоянно оказывается не там, где надо, и часто принимается не за того, кем является (во второй новелле "Операции "Ы" даже на время как бы становится... подружкой симпатичной студентки). В более поздней комедии "Спортлото-82" подобным "путешествующим в вечно подвешенной ситуации" представляется... выигрышный билет, дающий кому-то шанс легко заполучить "чужое счастье". Наконец, типичное несовпадение "своего" и "чужого" есть и в обоих главных героях "Служебного романа" Эльдара Рязанова.

И что самое существенное - своеобразными "социальными лимитчиками" и "духовными мигрантами" являются в разной степени драматизма бывшие провинциалы или сельчане, перебравшиеся в город - герои целого ряда современных лент: "Москва слезам не верит", "Калина красная", "Афоня", "Маленькая Вера", "Женщина, которая поет". Но и в деревенских картинах "Мачеха", "Русское поле" и "Любовь земная" мотив "чужого ребенка", "чужого мужа" или "запретной любви" способствует своего рода отчуждению персонажей от самих себя и своей предшествующей жизни.

В результате остались "непристроенными" лишь эпопеи "Война и мир" и "Освобождение" (однако тут слом понятий "свое" и "чужое" происходит уже на историческом, глобальном уровне мировых катаклизмов), героический кинороман "Офицеры" (тем не менее два героя проходят сквозь десятилетия, будучи вынужденными и кочевать по стране, и каждый раз вписываться в новую обстановку и среду). А в еще двух военных произведениях "А зори здесь тихие..." и "Судьба" простые русские мужики, попавшие на войне в тыл врага (вдобавок старшина Васков - единственный мужчина во вверенном ему взводе девушек) или даже в плен, должны проявить хитрость и смекалку, "дурить противника", чтобы выжить.

Ну, а цыганская мелодрама "Табор уходит в небо" - сама квинтэссенция философии бесконечного странствия-кочевания, вечной жизни людей в качестве перекати-поле. Любопытно, что в 50-е годы, до появления "Человека-амфибии", таблицу рекордсменов кинопроката СССР возглавлял с результатом 63,7 млн. индийский "Бродяга", а у "Табора...", как бы дальнего родственника по цыганской линии, успех спустя 20 с лишним лет составил примерно столько же - 64,9 млн.

Кстати, раз вновь зашла речь о зарубежных картинах, имевших самое большое зрительское признание у советской публики, то надо упомянуть, что "Бродяга" пропустил на второе место (после "Есении") выпущенный у нас только в 1967 году американский вестерн "Великолепная семерка" (67,0 млн.) - чем не пример обыгрывания ситуации "свои среди чужих, чужие среди своих": семеро отверженных ковбоев становятся благородными героями, помогая отчаявшимся мексиканским крестьянам. А четвертый по счету рекордсмен - еще один штатовский вестерн "Золото Маккенны" (63,0 млн.), появившийся в советском прокате в 1974 году, одновременно с "истерном" по-российски "Свой среди чужих, чужой среди своих" Никиты Михалкова, и кажущийся чуть ли не его двойником.

Тоже и американский "Спартак" - типичная история изгоя-бунтаря в Древнем Риме, арабские ("Белое платье") и индийские ("Бобби", "Танцор диско", "Мститель", "Зита и Гита", "Материнская любовь") ленты так или иначе - в мелодраматической, музыкально-комедийной или приключенческой форме - трактуют образы героев, которые добровольно или по воле судьбы являются вовсе не теми, кем все их считают. Ну, а франко-итальянские комедии "Четыре мушкетера", "Укрощение строптивого" и "Синьор Робинзон" (во всех них классические сюжеты вывернуты наизнанку), приключенческие ленты "Виннету - сын Инчу-Чуна" (невероятно - немцы лихо сняли Дикий Запад!) и "Зорро" (это уж точно идеальный "свой среди чужих, чужой среди своих") подтверждают тот же самый расклад сил на экране и соответственно предпочтений советских зрителей.

Что еще остается из числа не наших "пятидесятимиллионщиков" в кинопрокате СССР (между прочим, их всего 18 по названиям, то есть ровно вдвое меньше, чем советских фильмов - однако это свидетельствует не только о патриотизме отечественной аудитории, но и о том, что заграничные картины зачастую ограничивались в тираже: например, американская комедия "В джазе только девушки", опять же с вариацией мотива "свои среди чужих...", умудрилась лишь при 208 копиях собрать 43,9 млн.!). Показатели свыше 50 млн. имеют французская эксцентрика "Новобранцы идут на войну" (уже этимологически эксцентрика - это лишенное центра, вышедшее за пределы, а нет ничего более несовместимого, чем четверо придурков-лоботрясов и армия) и американская фантастическая мелодрама "Кинг Конг жив", которая, абсолютно провалившись в США, на удивление в СССР превысила на целых 8 миллионов (!) результаты просто "Кинг Конга". Это можно объяснить только тем обстоятельством, что в продолжении мы получили словно типичную мелодраму о нездешней матери-одиночке, оставшейся в чужом городе среди враждебно настроенных людей с маленьким ребенком на руках. Как же не посочувствовать "бедной Кинг Конгше" и ее детенышу! Впору было назвать эту душещипательную историю так: "Нью-Йорк не верит слезам Кинг Конгов".

И бесконечно жаль, что "главный чужак" - французский "Фантомас", который потом неожиданно-закономерно стал объектом для подражания у хулиганствующих советских подростков, при приличном тираже 882 копии все равно чуть недобрал до 50 миллионов. А вот "Черный тюльпан" (Ален Делон еще до "Зорро" воплотил на экране благородного мстителя в маске) сделал это с двух попыток, получив за оба выпуска в советский прокат 76,7 млн. И столь же успешным был двойной старт в СССР другого странника-искателя приключений в чужих странах - знаменитого Синдбада в американской феерии "Седьмое путешествие Синдбада" (общий итог - 70,1 млн. зрителей).

Кстати, при анализе списка лидеров советского кинопроката обращает на себя внимание парадоксальное отсутствие (в отличие, допустим, от американского проката, особенно в последние 20 лет) разного рода фантастических фильмов - более сказочные "Седьмое путешествие Синдбада" и "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников", мелодраматические "Человек-амфибия" и "Кинг Конг жив" погоды тут не сделали.

А во второй партии рекордсменов, среди отечественных "сорокамиллионщиков" тон задают вообще всевозможные социально-героические ленты на историко-революционную и военную тематику (их почти две трети!) - от "Даурии" и "Бабьего царства" до картин "Живые и мертвые" и "Люди и звери". Вкупе с иностранной приключенческой серией - американскими фильмами о Тарзане, французской трилогией о Фантомасе, двумя лентами из авантюрного цикла об Анжелике (у нас все было наперекосяк - сначала выпустили третью часть "Анжелика и король", потом первую: "Анжелика, маркиза ангелов") и почти столь же историко-развлекательным "Горбуном", немецкими вестернами "Верная Рука - друг индейцев" и "Апачи", японской фантастико-приключенческой "Легендой о динозавре", а также с не менее авантюрными комедиями разных стран: "Блеф", "Крокодил Данди 2", "Чудовище" и "Жандарм женится", - получается поистине пестрая картина.

И гораздо больше здесь подвигов и смеха, приключений-развлечений, нежели слез-грез. Хотя интересно, что доминирующие в советском прокате мексиканско-индийско-арабские мелодрамы были наконец-то "разбавлены" европейскими: "Подсолнухи" (Италия-Франция-СССР, самая кассовая копродукция), польский "Знахарь". А вроде бы американский фильм "Генералы песчаных карьеров", почти не известный в США, у нас приобрел немалый зрительский ажиотаж, пожалуй, именно из-за своего бразильского антуража. Штатовские и вообще англоязычные мелодрамы не получали в СССР широкого резонанса - ведь и "Серенада солнечной долины", и "Большой вальс", собравшие за два выпуска на экран соответственно 54,1 и 51,0 млн., были в большей степени "мело", то есть музыкальными лентами, чем драмами. Если не считать выше упомянутую картину "Кинг Конг жив", самым успешным "переживательным" фильмом на английском языке в советском кинопрокате надо признать лишь по-молодому представленную шекспировскую экранизацию "Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли (35,8 млн.).

Между прочим, эта лента, как и "Генералы песчаных карьеров", наши картины "Несовершеннолетние", "Сыщик", "Безотцовщина", "Меня зовут Арлекино" (вдобавок к еще более популярной "Маленькой Вере"), а также ряд уже названных приключенческих и авантюрных фильмов (среди которых не случайно оторвавшимся лидером являются "Пираты ХХ века"), все-таки рассчитаны, в основном, на подростковую и молодежную аудиторию. Поскольку именно она постепенно стала главенствовать в общем составе публики, посещающей кинотеатры, то зрительский спрос в СССР вполне естественно стал смещаться в сторону приключений-развлечений, а вместо классических слез-грез молодые зрители предпочитали более близкие себе молодежные драмы, пусть и с примесью мелодраматизма, а также хоть какое-то наличие эротики на экране даже в условиях ханжеской советской цензуры.

Лицезреть на похождения соблазнительной Анжелики или красотки в доисторическом бикини в английском "Миллионе лет до нашей эры" рвались в залы тоже подростки. Эротика выискивалась в отечественных криминальных лентах "Двойной капкан" и "Воры в законе", в каких-нибудь невинных "Песнях моря" или же в казавшемся смелым "Романсе о влюбленных". В 70-80-е годы ажиотаж стали вызывать более-менее вольные картины социалистических стран ("Анатомия любви", "Пришло время любить", "Новые амазонки" - в оригинале "Секс-миссия"), оставившие далеко позади итало-французские фильмы "Развод по-итальянски" и "Мужчина и женщина", волновавшие советскую взрослую публику еще в 60-е годы. И хотя двусмысленная американская "Тутси" в 1984 году не достигла показателей "В джазе только девушки", вторая из упомянутых лент, вновь выпущенная в 1985 году, еще смогла получить весомые 28,9 млн., а в итоге за два выхода на советский экран - 72,8 млн. Что позволило ей резко обойти "Серенаду солнечной долины" и "Большой вальс", оказаться на третьем месте (после "Спартака" и "Черного тюльпана") среди повторно прокатывавшихся картин.

Но как раз молодежная аудитория в ситуации все более стареющего (и персонально, и по возрасту экранных героев) советского кинематографа и отсутствия широкого доступа к занимательному иностранному кино (боевики, триллеры, фильмы ужасов, эротика) стала с середины 80-х годов покидать кинотеатры, переключаться на пиратское видео. А насытившись им к началу 90-х годов, осознала, что, кроме просмотров, есть другие, более ей интересные формы досуга, включая и сильнее, разрушительнее действующий реальный, уже не киношный наркотик. И вообще кино перестало быть для целого народа, теперь российского, всем тем, чем оно являлось несколько десятилетий до этого - и слезами, и грезами, и подвигом, и смехом.

Практически кинематограф утратил свои функции воздействия на зрителей - во многом поэтому так быстро пал ниц отечественный кинопрокат. Ведь кино, по сути, - это не фильмы, а именно проекция на экран, платный показ на сеансе для публики. Кинематограф в России превратился в другие экранные формы - телевидение и видео. И нет уже в помине советского народа, который так любил смотреть кино.

А еще была советская интеллигенция, у которой, вопреки измышлениям, тоже имелось собственное кино. Но об этом - в следующей статье.

Темы: Кино
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Путин наградил Медведева орденом «За заслуги перед Отечеством»
rawpixel.com / Freepik.com"/>
Расчеловечивание
Торжество православия или запрос на реабилитацию русского начала?
Стоп-кадр из видеотрансляции
Лавров: Украина не может представлять Крым, Донбасс и Новороссию
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Елена Привалова (орган), 30 сентября, КЗ «Зарядье» (большой зал)
Афганистан и Россия: воевать нельзя смириться
«Роспотребнадзор не справляется по срокам»: родители учеников «ковидных» классов проходят все круги ада
125 лет назад дебютировал первый русский автомобиль. Который оказался никому не нужен
Евгений Каргаполов «Мы»
Слава Ефимов «Недоспавшее утро» (интернет-сингл)
Бензобак «По фанку» (ЕР)
Свободный полет feat. Альберт Кувезин «Старый ворон»
Армен Григорян сделал Пьера Паоло Пазолини героем «крематорского» эпоса
ДМЦ «Черная черемуха» (макси-сингл)
«Надвое» Тодоровского: в тисках формата. Рецензия
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.