]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Кино
Главная → Кино → Премьеры
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Надвое» Тодоровского: в тисках формата. Рецензия

01:05 12.12.2022
Кадр из фильма с сайта kinopoisk.ru

Завершился показ сериала «Надвое» Валерия Тодоровского на «More.tv». Общее впечатление, которое остается после просмотра: Тодоровский – гений, и снимать поп-сериалы ему не идет

Сюжет «Надвое» жизненный: два работника московской консалтинговой компании Саша (Александр Петров) и Костя (Данила Козловский) едут в командировку в Санкт-Петербург. Там они случайно знакомятся с Ирой (Ирина Старшенбаум) и Настей (Елизавета Базыкина). Завязываются два междугородних романа. Отношения обоих пар складываются непросто: Костя разрывается между Ирой и женой Лизой (Анна Синякина), а Саша, полюбив Настю, сталкивается с ее изменой. В девятой серии все заканчивается хорошо.

За всю историю кинематографа в разных странах сняты тысячи фильмов об отношениях мужчины и женщины, об изменах. Подобные произведения всегда пользуются популярностью, потому что такие темы актуальны для многих зрителей: люди очаровываются, ревнуют, женятся, делают нелегкий выбор между супругами, любовницами и любовниками….

Актуальная, жизненная тема, маститый режиссер, прекрасный актерский состав – и современные звезды, и артисты, блиставшие еще в советском кино, - Андрей Ташков, Елена Прудникова (Смирнова) … Что может пойти не так?

На мой взгляд, «не так» заключается в том, что режиссерский талант Валерия Тодоровского вступает в своеобразный конфликт с форматом популярного сериала в жанре мелодрамы.

Чтобы снять фильм или сериал, нужен талант. Это касается и мелодрам. Многие выдающиеся режиссеры создавали произведения о любви, рассчитанные на массового зрителя: например, Эльдар Рязанов, Вуди Аллен… Оскароносные «Красота по-американски» Сэма Мендеса и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова - тоже про любовь, измены и тоже для широкой аудитории.

Однако талант автора должен иметь такую направленность, что позволит ему раскрыться наилучшим образом в том жанре, в котором создается произведение.

Талант Валерия Тодоровского наилучшим образом раскрывается в таких фильмах, как «Страна глухих», «Тиски» и, конечно, гениальный «Мой сводный брат Франкенштейн». Они сложные, персонажи в них нетипичные, во многом отличаются от массы нормальных людей, а в «Моем сводном брате Франкенштейне» главный герой страдает явной психической патологией. Проблемы в этих фильмах поднимаются тоже такие, с которыми среднестатистический здоровый человек не сталкивается.

От большей части творчества Тодоровского «Надвое» сильно отличается по концепции: это популярный сериал о любви для широкой аудитории. В проектах подобного рода, как правило, требования формата таковы: герои должны быть близки массовому зрителю (чтобы тот мог спроецировать на себя чувства и поступки персонажей), а заканчивать действие следует «хэппи-эндом».

Создать героев, похожих на массового зрителя, у авторов «Надвое» получилось. Идеальным для мелодраматического сериала вышел образ Кости: в нем себя узнают миллионы мужчин, которые когда-либо не могли сделать выбор между женой и любовницей. Прекрасно получился Саша – сидя перед экраном и гладя на персонажа Александра Петрова, масса бабников скажет: «О да, наш парень!» Множество генеральных директоров, которых увольняли собственники бизнеса, посочувствуют начальнику главных героев (Андрей Ташков). Одни женщины всплакнут, разделяя чувства Лизы, которой изменяет муж, а другие – чувства Иры, которая узнала, что любимый не будет разводиться с женой ради нее.

Единственным, но очень заметным непопаданием в формат популярного сериала получился образ Насти. Настя в шестнадцать лет состояла в сексуальных отношениях со взрослым мужчиной-абьюзером. Начав роман с Сашей, она изменяет ему со своим коллегой - режиссером, который намного старше нее. Саша, узнав об этом, сначала ее бросает, но потом Настя зовет его мириться, он приезжает к ней, отношения восстанавливаются, и в конце пара играет свадьбу.

Наблюдая за динамикой отношений Насти и Саши, мы видим, как обычный парень, который «жил себе, не тужил», погружается в пучину психологически нездоровых отношений, полных деструктива – недоверия, ревности, страданий и манипуляций. Настя рассказывает Саше подробности секса с первым партнером. Она приводит его на вечеринку к друзьям, где ее бывший парень говорит Саше о сексуальной неразборчивости Насти. Настя с первых дней отношений изменяет, но врет, говоря, будто ночует у подруги.

С разрывом отношений манипуляции не прекращаются: Настя зовет Сашу, и он тут же приезжает. Сидя на лавочке во дворике, она рассказывает, что ее измена получилась «случайно». Саша кричит, оскорбляет Настю, а она со смиренным видом просит простить. Само собой, он прощает.

До этого момента включительно то, как выстраивались отношения Насти и Саши, подано в стиле, свойственном Валерию Тодоровскому: сложность, глубина и ненормальность (отклонение от среднестатистического).

История Насти – не о жизни массы зрителей. В реальности среднестатистическая школьница шестнадцати лет не попадает в сексуальные отношения с абьюзером значительно старше себя. Нет, безусловно, абьюз, давление взрослого человека на молодого с целью сексуального использования – проблемы, которые существуют и с которыми общество должно бороться. Однако это не те вещи, с которыми сталкивается в своей жизни среднестатистический человек: с ними сталкиваются, в основном, отдельные категории людей, с определенными предпосылками – особенностями склада личности, психологическими травмами в детско-родительских отношениях, акцентуациями, психопатиями… То есть, это материал не для мелодраматического поп-сериала.

Настя – персонаж из того же ряда, что Сара Вудрафф из «Любовницы французского лейтенанта» Фаулза, и Настасья Филипповна из «Идиота» Достоевского, и Мария Николаевна Полозова из «Вешних вод» Тургенева, Рашель из «Семьи Тибо» Роже Мартен дю Гара. Если приводить аналогии из кинематографа, то Кэтрин Трэмелл из «Основного инстинкта» (не в криминальном, а в психологическом смысле). По этой причине любовная линия Насти и Саши в последних сериях: подготовка к бракосочетанию, поход в ресторан, свадьба, - вступает в логическое противоречие не просто с тем, как их отношения развивались до того, а с самой сущностью людей такого типа как Настя.

Фаулз не заканчивает «Любовницу французского лейтенанта» картиной семейной пасторали Сары Вудрафф и Чарлза. В «Идиоте» Настасья Филипповна не обретает счастья ни с Мышкиным, ни с Рогожиным, и, вообще, погибает от руки ревнивого любовника. В «Семье Тибо» у Рашели не получается семьи с Антуаном, с Гиршем, и она тоже в конце романа умирает. Санина из «Вешних вод» разрушают отношения с Полозовой, а Ника Каррена из «Основного инстинкта» - с Кэтрин Трэмелл.

В перечисленных выше произведениях искусства то, как развиваются и в какую точку приходят любовные отношения главных героев, не противоречит психологической сути каждого персонажа: у людей с психопатологией не бывает счастья, внутренней гармонии и простого, понятного взаимодействия с окружающими.

Да и Валерий Тодоровский свой фильм «Мой сводный брат Франкенштейн» не завершает сценой свадьбы Павлика с «хорошей, доброй девушкой». Павлика застреливают полицейские, и это абсолютно логично: он ненормален и может прийти только к той или иной форме саморазрушения.

Органичным продолжением линии Насти было бы дальнейшее развитие образа психологически неблагополучного человека и деструктивных отношений. Например, за пару дней до назначенного бракосочетания Настя сообщает Саше, что свадьбы не будет, потому что она решила выйти замуж за пожилого режиссера. Или, как вариант, - она втягивает Сашу в свинг-клуб или в БДСМ-клуб, ему не хочется, но он ради нее соглашается, и, таким образом, те манипуляции, которые заявлены в первых сериях, продолжаются и усугубляются. В сериале «Надвое» хэппи-энд, к которому пришли Настя и Саша, - нелогичен.

На мой взгляд, зритель выиграл, если бы команда изначально создала два отдельных произведения.

Первое – сложный, психологичный фильм (не сериал) об отношениях Саши и Насти, так, как умеет снимать Тодоровский.

Второе – мелодраматический сериал с тем сюжетом и теми героями, которые есть, но образ Насти упростить, приведя к среднестатистической норме.

Обычная измена девушки двадцати с небольшим лет выглядит наподобие того: «Пошли с подругами в клуб, выпили лишнего, познакомились с молодым человеком, он меня соблазнил. Подруги сообщили моему парню. Ай, что же теперь сказать в свое оправдание и как восстановить отношения?» Например, как измена Вероники на первых страницах «Обрывистых берегов» Ивана Лазутина. Вот в такой подаче массовый зритель узнает себя или своих знакомых.

Та же измена, которую совершает Настя в «Надвое», (да и все, что происходит с участием Насти в первой половине сериала) - это не среднестатистический случай. А вот сюжетные линии остальных героев представляют собой предельно обыденные ситуации. Получается, что целевая аудитория сериала размыта: для массового зрителя «Надвое» усложнен, а для любителей глубокого психологичного кино – наоборот, «не дожат».

Примером удачного российского сериала для массового зрителя можно назвать «Земский доктор» Мирослава Малича. С одной стороны, в нем показаны характеры разных людей, в том числе попадающих в сложные жизненные ситуации: смерть близких, угроза жизни, сложности в работе и карьере, безответная любовь… С другой стороны, все образы персонажей, их поступки и эмоции узнаваемы и понятны. Режиссер брал портреты среднестатистических представителей различных категорий людей (женщины-врача, сельской жительницы, «дедов» и новобранцев в армии и т.д…) и наделял их личностными чертами. Психология главных и второстепенных героев, их мотивы раскрыты зрителю, но на том уровне, на котором это приемлемо для сериала, рассчитанного на широкую аудиторию.

В сериале Тодоровского Настя и ее психология – не для широкой аудитории. Наверное, можно сказать, «Надвое» - тот случай, когда режиссерский гений скован рамками формата и пытается за них выйти.

Автор: Елена Колганова

Темы: Кино в России, Телевизионные сериалы
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 12.12.2022, 11:40
    Гость: В уголке под дифирамбами

    надо писать мелким шрифтом "На правах рекламы"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 12.12.2022, 10:49
    Гость: Виктор. Красноярск

    Если хвалят , значит дерьмо .

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 12.12.2022, 06:43
    Гость: Жаклин,но все же Пиликина.

    И остались в России одни
    Базыкины и Шлагбаумы

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 12.12.2022, 06:42
    Гость: понятно

    Голливуд отдыхает.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 12.12.2022, 01:19
    Гость: Юляша

    ...фигня на постном масле...а уж читать про энтого "гения" - просто смешно.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (6)
]]>



]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Вадим Черноусов
«Черные лебеди» уже взмахнули крыльями? Почему экономике России опять пророчат крах
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков заявил о необходимости военной цензуры в России
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Министерство финансов РФ © KM.RU, Алексей Белкин
Михаил Делягин: Санкции Запада меркнут по сравнению с внутренними «санкциями» Минфина
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«Дочь Монро и Кеннеди» попрощалась с андеграундом
«Теплая Трасса» продолжила «Сигналами» дело настоящего русского андеграунда
Слово и дело власти, или Как вырастить Иванов, родства не помнящих
Для мигрантов и по-мигрантски: как Греф делает «Сбербанк» Gastarbeiter friendly
Вся сила в пирогах! В армии поздравили январских именинников
Ермен Анти и Адаптация «Массаракш»
«Нам же эту глыбу никогда не победить!»: ответит ли за смертельное ДТП сын брянского чиновника
Олег Царев: Лукашенко просто не допускает конкурентов к выборам
«Ни Родины, ни флага, ни героев»: Гагарина свергли с пьедестала
Пик Клаксон «КомПот Дебил Децибел Пик Клаксон Бесплатно Весь» (CD + открытка)
Пит Доэрти сморкался в Москве в британский флаг
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.