Канада-Италия. 1998. 130 минут.
Авторы сценария Франсуа Жирар и Дон Маккеллар
Режиссер Франсуа Жирар
Оператор Ален Дости
Художник Франсуа Сеген
Композитор Джон Корильяно
В ролях: Сэмьюэл Л.Джексон, Дон Маккеллар, Карло Чекки, Ирене Грациоли, Жан-Люк Бидо, Кристоф Конц, Джейсон Флеминг, Грета Скакки, Сильвия Чан, Лю Цзифэн, Колм Феоре, Моник Меркюр.
Кассовые сборы - $2,3 млн. в Канаде, $4,2 млн. в США (по состоянию на 25.07.99).
Оценка - 7,5 (из 10).
Премии: 8 премий «Джини» - за фильм, режиссуру, сценарий, музыку, работу оператора, художника, художника по костюмам и звукооператоров.
Историческая арт-драма с элементами детектива.
Дирекция программ Московского кинофестиваля даже не обратила внимание на одну из самых оригинальных картин сезона, сейчас выпущенных на экраны Москвы компанией WestVideo. Эта лента имела большой зрительский успех в Канаде, получила 8 национальных премий (в том числе за фильм и режиссуру), а месяц назад вышла и в США, где прокатчики были даже вынуждены срочно увеличивать количество кинотеатров, предоставляемых для показа этой вроде бы арт-хаусной ленты.
Поначалу она действительно может показаться вполне традиционной, классической историей из прошлых времен, рассказывающей о создании уникальной скрипки знаменитым итальянским мастером Николо Буссотти, а также о том, как эта скрипка потом попадала в разные руки и даже влияла на судьбу музыкантов. Но необычность сюжетной конструкции и подлинно изобретательный замысел начинают осознаваться зрителем где-то с середины повествования, когда понимаешь, что постоянный возврат к современности (на аукционе в Монреале выставлена для продажи за безумные деньги та самая «красная скрипка» Буссотти) и каждый раз по-новому представленная одна и та же сцена открытия торгов, -все это отнюдь неслучайно и на самом деле скрывает некую загадочную интригу.
И это с блеском подтверждается в финале, который воспринимается как мастерски сделанный «саспенс» чуть ли не в духе Альфреда Хичкока - прекрасно смонтированный и заставляющий напряженно ждать абсолютно непредсказуемого завершения событий. Даже следует непременно утаивать от будущих зрителей какой-либо намек на исход этой истории, которая медленно раскладывалась как пасьянс, гадание на картах, предсказание весталки сквозь века и континенты - пока все не обернулось стремительным и неожиданным образом. И тогда, уже ретроспективно, весь строй фильма предстает искусно задуманным и осуществленным, оказываясь по-своему новаторским в обращении с художественным временем и пространством.
Дело не только в том, что на протяжении нескольких столетий прослежены сюжеты «встречи с красной скрипкой» различных людей, чьи далекие потомки уже в наше время хотят во что бы то ни стало заполучить на аукционе этот музыкальный раритет. И не одна лишь вариативность, множественность трактовок возможного заключения того, что произойдет во время торгов в Монреале, определяет особую оригинальность конструкции ленты 35-летнего Франсуа Жирара. Во второй половине действия (особенно в эпизодах в Китае периода «культурной революции» и в самом конце, решенном в манере non-stop action) вдруг постигаешь, как все удивительно взаимосвязано и переплетено, насколько быстро и напрямую стыкуются отдаленные эпохи и страны, что так легко и непринужденно можно прикоснуться к самой вечности и к недостижимому идеалу в искусстве, всего лишь держа в руках старинную скрипку работы выдающегося мастера. А главное - есть просто-таки дьявольский искус ворваться в этот вроде неспешный, но (как выясняется) бешеный по темпу ход истории, чтобы рискнуть в нем что-то изменить, вернее, чуть-чуть скорректировать ради удовлетворения своих личных амбиций, по-фаустовски «остановить мгновение, которое прекрасно».
И это дерзкое вмешательство в вечность, релятивистски заявленное в нескольких версиях одного аукциона глазами его различных участников (чем не новый «Расёмон» или же нелинейное «Криминальное чтиво», откуда, кстати, позаимствован Сэмьюэл Л.Джексон на роль современного эксперта по раритетам Чарльза Моррица), весьма экстравагантно перекликается и с ныне модными дискурсами относительно виртуальности всего сущего и тотальной подмены в мире, в котором мы, как думается, живем. Между прочим, одним из первых эту лукавую проблему ненастоящего в жизни и искусстве, ставшего поневоле подлинным, поставил Орсон Уэллс в фильме «Ф как фальшивка» (1973). И он же стоял у истоков прихотливого и амбивалентного сюжетосложения в своем раннем шедевре «Гражданин Кейн», герой которого, помимо всего прочего, был просто одержим манией собирания предметов искусства со всего мира и напрасной иллюзией создания образа целой Вселенной в своем личном замке Ксанаду.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий