]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Молох
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Молох

Год:
1998
Продолжительность:
108 мин.

Россия-Япония-ФРГ. 1998. 108 минут.

Автор сценария Юрий Арабов

Автор немецкого литературного перевода Марина Коренева

Режиссер Александр Сокуров

Операторы Алексей Федоров и Анатолий Родионов

Художник Сергей Коковкин

Музыка Людвига ван Бетховена, Густава Малера и Рихарда Вагнера

В ролях: Леонид Мозговой, Елена Руфанова, Леонид Сокол, Елена Спиридонова, Владимир Богданов, Анатолий Шведерский, Л.Елисеев, С.Ражук, М.Сергеев, Н.Никуленко.

Премии: приз за сценарий на МКФ в Канне и большой приз жюри на «Кинотавре» в 1999 году.

Оценка - 8,5 (из 10).

Историко-биографическая философская драма.

«Молох» (кадр из фильма)

Признаюсь честно, что шел на премьеру этого фильма 6 ноября в Центральном доме кинематографистов с крайним предубеждением против режиссера Александра Сокурова, хотя еще в году 1987-м я был среди первых активных пропагандистов его творчества. Но вот уже лет десять (со времени появления картины «Спаси и сохрани») он вызывает у меня неконтролируемое раздражение и отсутствие какого-либо желания смотреть его произведения. Из всего обширного наследия последующей декады (а Сокуров все-таки отличается от многих наших кинематографистов удивительной способностью работать быстро и плодовито) я заставил себя познакомиться только с лентами «Круг второй» и «Восточная элегия». И лишь вторая вызвала у меня особый интерес, может быть, из-за собственного неравнодушия к японской культуре.

Мало того, что Сокуров (прежде всего в игровом кино) кажется невыносимо скучным, претенциозным, многозначительным, озабоченным темами физического уродства, мучительных страданий и неотвратимой смерти (что даже вынуждает видеть в этом своеобразное проявление некрофильских тенденций). Он еще претендует в своем творчестве, а особенно в высказываниях и поступках, на несомненное проповедничество, избранничество, мессианство, всерьез считая себя чуть ли не единственным носителем погибающей духовной культуры на всей территории между Европой и Азией. И демонстративно не желает находить хоть какой-то контакт с аудиторией, а порой вообще отказывается представлять свой фильм на суд отечественных зрителей (не говоря уже о критиках), ориентируясь исключительно на тех, кто поет режиссеру одни дифирамбы (чем они этого очень талантливого автора уже испортили и продолжают портить). Недопустима для истинного творца поза обиженного на свой народ, который не готов понимать и признавать «невские проповеди» отшельника из Санкт-Петербурга. И своего рода лицемерие безостановочно практикующего кинематографиста звучит в словах о том, что он был бы счастлив, если бы люди вовсе не смотрели кино, а читали книги...
«Молох» (кадр из фильма)
Наконец, беспрецедентный скандал случился на фестивале «Кинотавр» именно из-за «Молоха», когда продюсер и директор «Ленфильма» Виктор Сергеев по телефонной договоренности с Александром Сокуровым отказался принять Гран-При (но отнюдь не главную премию), мотивируя это тем, что жюри в своих решениях руководствовалось политическими причинами. Кажется, почти никто и не понял, что же имелось на самом деле в виду. Вроде сошлись на том, что весьма капризный автор, буквально перед этим лично не награжденный в Канне (но все же замечательно, что сценарист Юрий Арабов, верный и давний соратник режиссера, был отдельно отмечен призом, пусть и с досадной ошибкой в формулировке жюри), опять обиделся, на сей раз из-за того, что его обошел другой петербуржец Александр Рогожкин с картиной «Блокпост», в которой явно прочитывалась актуальная «чеченская тема». Увидев только сейчас самую лучшую, на мой взгляд, наиболее умную и опасно пророческую работу Александра Сокурова, я склонен думать, что жюри «Кинотавра» благоразумно не захотело рисковать и подставляться. Тем более, что у него имелся повод предпочесть действительно хорошую и честную ленту Рогожкина вместо своеобразной «мины замедленного действия», изготовленной всеми создателями «Молоха».

Куда невероятнее то, что это произведение не оценили в должной мере на Западе, а по привычке стали укорять за попытку представить Адольфа Гитлера, подлинного монстра, олицетворение мирового зла, всего лишь в качестве жалкого и никчемного человека в его частной жизни за пределами большой политики и вне театра военных действий. Вот и у нас немало людей были шокированы «демифологизацией» и вообще принижением, заземлением образа нацистского фюрера, который ведет себя как заурядный, даже вульгарный и пошлый, обыватель. Гитлер (тут бы ему больше подошла реальная фамилия Шикльгрубер) в большей степени озабочен своей вегетарианской пищей и плохой работой желудка, относится к естественным проявлениям жизни, включая секс, как к каким-то мерзостям и постыдным слабостям, просто боится физических отношений с Евой Браун и воровато закапывает, подобно кошке, свое дерьмо во время пикника в горах. Это может оскорбить почти так же, как и страшное открытие в начальной школе, что любимая учительница тоже писает и какает.

Любой миф (и положительный, и отрицательный) нуждается в чрезмерной романтизации и легендаризации, освобождении от всей земной скверны, возвышении до небес и последующем обожествлении (или демонизации). Сталин и Берия, какими они показаны, допустим, у Алексея Германа в фильме «Хрусталёв, машину!», или по-мальчишески гадкий Гитлер, женоподобный Геббельс, потешный Борман, представленные в «Молохе», смущают общественное сознание прежде всего потому, что мы вовсе не хотели бы видеть их обычными гражданами, более того - полными ничтожествами, «нулями без палочки». Иначе пришлось бы признать, что десятилетиями над нациями и чуть ли не над всем человечеством возвышались вознесенные толпой наверх абсолютные посредственности, которые (надо отдать им должное) совершенно гениально воспользовались подспудной тягой миллионов людей к «царствию посредственностей», к торжеству уравнительной утопии и к диктату такой простой и понятной грубой силы, при помощи чего заурядное как раз и может подавить все и всех вокруг себя.

Дело отнюдь не в том, что небожители низведены до уровня копошащихся в грязи, сильные мира сего превращены в своеобразные подобия грубых и безобразных соседей по большой коммуналке. Подумаешь, дальняя дача вождя народов или альпийская резиденция фюрера - ведут-то себя как обитатели заштатного «клоповника» или вообще как заключенные на нарах. Но здесь было бы мало задуматься о том, кого же мы возвеличили, кого столь страшились и страшимся до сих пор, не в состоянии избавиться от их тайной власти, а значит, внутренне готовые к возвращению уже новых тиранов (позволю себе вспомнить, что еще в году 1977-м я сочинял стих «ХХ век - ХХ съезд», который заканчивался фразой: «Пятьсот мильонов ждущих трона рук устремлены в грядущее пространство»). Питательная среда фашизма и коммунистической диктатуры - это толпа, не столько жаждущая непременно «железной руки» (все-таки поголовно мы ведь не мазохисты!), сколько желающая вполне законного, одобренного властью выявления своих разнообразных подавленных инстинктов. Тиран - это вовремя не остановленный мелкий хулиган и бытовой подонок. Тирания - это государство, построенное на разрешенном удовлетворении низменных желаний. Обыденность грязи и зла, не всегда заметная в повседневной действительности, будучи вознесенной в заоблачные дали, становится идеологией целого режима, будь то немецкий рейх или советская империя.

Власть еще способствует тому, что катализирует процесс деформации личности - и даже та посредственность, которая благодаря усилиям толпы была возведена в степень, стремительно деградирует и распадается буквально на глазах. Причем необязательно надо быть свидетелем маразма правителя в его, так сказать, общественно-политической деятельности. Достаточно посмотреть, как в «Молохе», на поведение власть предержащего в его быту, в краткий момент визита на своеобразные каникулы в альпийский замок, где не только «свита играет короля», раболепно поддакивая всевозможным глупостям Адольфа Алоизовича (кстати, он блистательно сыгран Леонидом Мозговым, находящим неуловимые переходы в этом образе от безвольного враля к жестко ощущающему свою власть чудовищу). Но и сам новоявленный Бог, наверно, мнящий себя среди гор, окутанных густым туманом, поистине вагнеровским героем или вообще обитателем Олимпа, нагло бросающим вызов истории всего человечества, а в первую очередь - смертности рода людского, демистифицирует и разоблачает свою мелкую сущность.

Он оказывается вовсе не мифическим Молохом, которому покорно приносят в жертву человеческие жизни, а тем, кто и сам лично рано или поздно попадет в неминуемые жернова всеобщего рока, о чем лучше всего свидетельствует на метафорическом уровне именно этот мрачновато-величественный антураж горной резиденции Бехтесгаден и всей окружающей природы. И хотя Гитлер поспешно уезжает оттуда на машине, ведомой каким-нибудь Кристалльгласом (немецким Хрусталёвым), со всей мощью гениев культуры предсказанная тем же Вагнером (а вслед за ним - Висконти) Gotterdammerung - пусть слово и принадлежит Ницше - неизбежно случится всего через три года уже в замкнутом, будто лишенном воздуха пространстве берлинского бункера. Чем не сошествие в ад, падение с небес в подземный мир, возвращение Сатаны туда, откуда он вышел!

Но все же «Молох» - не только о Гитлере и ему подобных тиранах прошлого. Кроме того, не столь уж затруднительно увидеть в работе Александра Сокурова, ранее пристально изучавшего, например, «феномен Ельцина», его собственное горькое раскаяние в том, что те, кого мы с такой надеждой поддерживали, превратились в жалкую, унизительную пародию на самих себя. Но гораздо мучительнее явная тревога за будущее - за то, что мы, пройдя через 75 лет коммунистического режима (из них четверть века - жестокая диктатура Сталина), готовы чуть ли не со вздохом облегчения встретить любую новую посредственность, которая во имя наведения порядка в стране и долгожданного расцвета экономики призовет «мочить всех». И ведь будем «мочить» как миленькие, даже наслаждаясь тем, что наконец-то опять дорвались до власти «маленькие людишки».

По поводу «Молоха» (да и в связи с фильмом «Хрусталёв, машину!», в корне меняющим представления о минувшей эпохе) еще раздаются опасливые голоса, что лучше бы не надо было трогать, тем более вскрывать своего рода гробницы с египетскими мумиями, которые, согласно легендам и голливудским картинам, вырвавшись наружу, мстят нарушившим их покой и сеют зло по всему окружающему миру. К призракам фашизма и коммунизма вообще не стоит обращаться - иначе они тут же воплотятся вновь. Примерно то же самое можно услышать и о лентах, раскрывающих глаза на присутствие жестокости в обыденной жизни, буквально по соседству, рядом с нами, чего мы упорно не желаем замечать и чего, увы, боимся меньше, нежели некие потусторонние силы. Допустим, замечательный фильм «Забавные игры» (я бы предпочел перевод «Странные игры») австрийца Михаэля Ханеке (кстати, соотечественника Адольфа Шикльгрубера) обвиняется во всех мыслимых и немыслимых грехах, хотя я его показывал бы в обязательном порядке, в лечебных психотерапевтических целях. Потому что тот, кто не хочет или не может смотреть на обыденное зло на экране, в большей степени может оказаться по теории виктимологии вовсе не случайной жертвой этого зла в подлинной жизни. А «Молох» в данном плане - тоже лекарство, прививка от бешенства, ликвидация иммунодефицита по отношению к фашизму. Гитлер и Сталин - практически в каждом из нас. И отнюдь не СПИД - реальная «чума ХХ века».

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Кто убил киевского диверсанта?
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Происшествие «Черные маки свободы»
Кукишъ «Live in Очаково»
Кинопремьера «Отель»: мастер приглашает в гости
Электропартизаны «Воспоминания о мире»
Азон feat. Сектор Газовой Атаки и Бродячий цирк «Его звали Хой» (интернет-сингл)
«Учусь заново ходить»: что стало с курсантом военной академии после прививки
«Приключения Электроников», 21 ноября, «ГлавКлуб»
Как на Западе оценивают возможный отказ РФ от достройки газопровода «Северный поток-2»: обзор вариантов
«Кипелов», 12 июля, Теплоход «РИО-1»
«Организаторы террора запустили "живых торпед" в Подмосковье не для нанесения военного ущерба»
Обе-Рек feat. Обними кита «Солнечный путь» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.