ФИЛЕР


Олег Янковский, Елена Сафонова в фильме "Филер".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Олег Янковский (в центре) в фильме Романа Балаяна "Филер".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"

«ФИЛЕР», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1987, цв., 83 мин.

Психологический триллер.

В «Филере» режиссера Романа Балаяна занимает самосознание русского интеллигента на фоне исторического излома (время действия 1916 год). Чарующая неоднозначность сюжета, скреплявшая в прежних фильмах режиссера трудно согласуемые порывы его героя и его же «неделимую цельность», подменилась вдруг мелодраматизмом. А сохранившийся лопнувший «звук» балаяновского кино редуцировался до четырех нот — слабого отголоска темы судьбы его одиночек.

Начав с насыщенной, но драматургически исчерпанной экспозиции, режиссер — в отличие от своих прежних фильмов — впадает в несвойственную ему иллюстративность, в жесткую причинно-следственную обусловленность поведения героя. Отказ от действенного развития внутренних противоречий героя (О. Янковский), привел к ощущению статичности картины, несмотря на разнообразие динамичных фабульных линий. Сюжет «Филера» — сомнения интеллигента, гимназического учителя, вынужденного — по жалким семейным обстоятельствам — стать соглядатаем, доносчиком и застрелившегося как предатель. Треть фильма ведется целенаправленная, хотя бесстрастная, психологическая игра с заранее предвосхищенным результатом.

В предыдущем фильме Балаяна «Храни меня, мой талисман» за героем Янковского, воркующего со своей молодой женой, следил некий искуситель с пустыми глазами, ставший филером от скуки. Его игривое вторжение в чужую жизнь воспринималось как подлость, которая безнаказанной остаться не должна. В «Филере» герой Балаяна судит себя сам. Медленно, почти торжественно, движется толпа с безногими калеками в первых рядах под бередящую раны музыку Бизе. Эта тягучая мелодия — аккомпанемент побочной — сокровенной — темы фильма. Запыхавшийся герой прислоняется к стене дома, в окне у патефона рыжеволосая девочка. А рядом — через стекло — надломленный, теряющий себя, свою дочку, свою жизнь человек. В этом кадре — балаяновская тоска по лучшей жизни.

В ролях: Олег Янковский, Александр Вокач, Елена Сафонова, Александр Збруев, Наталья Корецкая, Алексей Горбунов, Ольга Остроумова, Филипп Янковский, Александр Абдулов, Игорь Гневашев, Любовь Руднева, Богдан Бенюк, Евгений Сумин, Оля Гукова.

Режиссер: Роман Балаян.

Авторы сценария: Рустам Ибрагимбеков, Роман Балаян.

Операторы: Василий Трушковский, Богдан Вержбицкий.

Художники-постановщики: Оксана Медведь, Сергей Хотимский.

Используемая музыка: Жорж Бизе.

Звукорежиссер: Виктор Брюнчугин.

Монтаж: Елена Лукашенко.

Приз за лучшее исполнение мужской роли (О.Янковский) ex aequo МКФ в Вальядолиде-88 (Испания).


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.