• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → МАРЕЦКАЯ Вера Петровна
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги

МАРЕЦКАЯ Вера Петровна


Актриса Вера Марецкая.


Вера Марецкая в фильме Бориса Барнета "Дом на Трубной".
Архив редакции журнала "Искусство Кино"


Вера МАРЕЦКАЯ. Архив редакции журнала «Искусство Кино»

МАРЕЦКАЯ Вера Петровна (31 июля 1906, деревня Барвиха, Московская область — 17 августа 1978, Москва), российская актриса, народная артистка СССР (1949). Герой Социалистического труда (1976).

Училась в Московском университете на философском факультете, училась в Шаляпинской студии. В 1924 окончила Школу-студию при театре им. Евг. Вахтангова. В 1924—1939 — актриса Театра-студии (затем — Театра) под руководством Ю. А. Завадского в Москве и Ростове-на-Дону (1936—1940). С 1940 — актриса театра им. Моссовета.

Театр-студия Завадского

В студии юная актриса начала с возрастных характерных ролей, переиграв много смешных старух, среди которых особо запоминались мадам Соковнина, забавная степенная тетка из первого публичного спектакля студии «Простая вещь» (1927) и шепелявая толстуха фрау Шнютхен из комедии «Компас».

Темперамент Марецкой, ее чувство юмора, безудержная фантазия сказались и на ее дальнейшем репертуаре. В спектакле «Нырятин» она весело сыграла бойкую беспризорницу Степку, в «Волках и овцах» на выразительном контрасте ложной скромности и алчности «подала» свою лицемерку Глафиру, придумала забавный характер для проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков», ее Мирандолина («Трактирщица») привлекала своим жизнелюбием (Марецкая долго потом играла ее и в Театре им. Моссовета), Катарина («Укрощение строптивой») была раскованна и смела. С главным режиссером актриса связало не только творчество, но и чувство. Марецкая стала женой Завадского, у них родился сын. Но брак оказался неудачным, и вскоре они расстались.

Склонность к гротесковому рисунку не помешала проявиться и лирическому и драматическому дарованию актрисы. В Ростове-на-Дону Марецкая с успехом попробовала себя в героической роли («Любовь Яровая»), в Театре им. Моссовета (с 1940) проникновенно сыграла нежную робкую, юную Машеньку («Машенька») и напористо — лихую кавалерист-девицу Дурову («Надежда Дурова», Государственная премия СССР, 1942).

В Театре им. Моссовета Марецкая была одной из ведущих актрис, ей удавались роли самого разного плана: пышущая здоровьем крестьянка Розетта («Любовью не шутят»), актриса Кручинина («Без вины виноватые», 1948), Маргарет Чалмерс («Кража», 1954), Леди («Орфей спускается в ад»). За исполнение драматической роли директора фабрики Капитолины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» (1950) и Живки («Госпожа министерша», 1946), очерченной остросатирическими красками, актриса в 1951 еще раз была удостоена Государственной премии СССР.

В 1970-е гг. актриса с успехом играла в грустно-смешном спектакле «Странная миссис Сэвидж».

Жизнь моя, кинематограф

Недаром Марецкая говорила, что ее гражданское самосознание родилось в кино. Несмотря на стабильную успешную работу в театре, подлинное признание она получила именно как киноактриса, хотя на ее счету не так уж много фильмов — всего 25. Сразу запомнилась ее трогательная простушка Катя из комедии Я. Протазанова «Закройщик из Торжка» (1925). Острая характерность, лиризм, обаяние молодой актрисы проявились и в комедии Б. Барнета «Дом на Трубной» (1928), где Марецкая сыграла скромную деревенскую девушку Парашу. Приглашения на небольшие роли следовали одно за другим: проститутка («Земля в плену», 1927), дамочка («Живой труп», 1929), секретарь ревкома («Два-Бульди-Два», 1929), Софочка («Стыдно сказать», 1930).

Звуковой же кинематограф принес актрисе главные роли (хотя у нее встречались и колоритные острохарактерные эпизоды, такие как в фильме «Свадьба»,1944, где она с блеском сыграла акушерку Змеюкину, или в «Зорях Парижа»). В фильме «Любовь и ненависть» (1935) Марецкая сыграла бойкую шахтерку Веру, подбившую баб принять бой против белых. После этого фильма тема становления женского характера становится основной для актрисы. А так как часто при этом ее героинями были женщины из народа, немало пережившие, прежде чем они нашли свой путь в жизни, то понятно, почему Марецкая оказалась в центре внимания и зрителей и прессы. Фильмы, в которых она снималась, находились в русле соцреализма. Тем не менее в ее героинях, таких узнаваемых, близких простому зрителю, жизнь била ключом, они привлекали своей трепетной искренностью, непридуманностью переживаний. Именно такой была ее Варя Постникова из фильма «Поколение победителей» (1936), Александра Соколова («Член правительства», 1939), Лукьянова («Она защищает Родину», 1943, Государственная премия СССР в 1946).

А вот жизнь скромной сельской учительницы Варвары Мартыновой («Сельская учительница», 1947, Государственная премия СССР в 1948), была показана Марецкой просто, без надрыва и аффектации, свой маленький личный подвиг служения людям ее милая, интеллигентная Варя совершала просто и естественно. Последней ролью Марецкой в кино стал телевизионный фильм «Ночной звонок» (1969), в котором она пронзительно сыграла восьмидесятилетнюю бабушку.

Жизни и творчеству актрисы посвящен телевизионный фильм «Что вы знаете о Марецкой?».

1925 ЕГО ПРИЗЫВ («23 января») 

1925 ЗАКРОЙЩИК ИЗ ТОРЖКА 

1927 ЗЕМЛЯ В ПЛЕНУ 

1928 ДОМ НА ТРУБНОЙ («Параша») 

1929 ДВА-БУЛЬДИ-ДВА 

1929 ЖИВОЙ ТРУП («Законный брак») 

1929 СТО ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ В ГОД 

1935 ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ 

1936 ЗОРИ ПАРИЖА 

1936 ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ 

1939 ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА 

1941 ДЕЛО АРТАМОНОВЫХ 

1942 КОТОВСКИЙ 

1943 ОНА ЗАЩИЩАЕТ РОДИНУ 

1944 СВАДЬБА 

1947 СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА («Воспитание чувств») 

1949 У НИХ ЕСТЬ РОДИНА 

1955 МАТЬ 

1956 ПОЛЮШКО-ПОЛЕ 

1962 СРЕДИ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ 

1964 ЛЕГКАЯ ЖИЗНЬ 

1969 НОЧНОЙ ЗВОНОК 

Теги: Актер | Отечественные персоналии

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0
Сообщить об ошибке на info@corp.km.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Масочно-прививочная пропаганда активизирована. Снова начались скандалы на ТВ и эксцессы на местах
Тройное дно: зачем нужна война киевскому режиму?
Блеск и нищета «Москвабада»
Куда заведет лихорадочное переименование улиц в Казахста
Павлодар или Кызыл-Жар? Куда заведет лихорадочное переименование улиц в Казахстане
Избранное
«Российская элита хотела верности от потенциальных сателлитов, но не готова была за эту верность платить»
Роль родителей в обучении в раннем детстве
Как восстановить волосы после окрашивания?
Как использовать специи? 5 необходимых специй
Что делать, если нечем платить кредит?
Молчание – золото, или Бессмысленная и беспощадная разборка по-русски
Пожирателям разрешили «съесть» Байкал
Бывшие республики СССР лишают русских детей будущего
«Билл Гейтс – отец пандемии». А если это не фейк?
Дмитрий Барков назвал премьеру фильма «Шугалей 2» на НТВ сильной и острой
«Как утверждают многие эксперты и историки, без помощи Запада СССР не стал бы промышленно развитой страной в тридцатые годы прошлого века»