• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ОБЛАКО-РАЙ
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги

ОБЛАКО-РАЙ


Андрей Жигалов в фильме Николая Досталя "Облако-рай".
Архив М. Ф. Сегиды

«ОБЛАКО-РАЙ», Россия, 12А, 1990, цв., 80 мин.

Трагикомедия.

О простых, бесхитростных людях маленького городка, которых пробуждает от повседневной рутины необычный поступок молодого, любящего слегка приврать, но, по сути, доброго парня. Однажды в воскресенье от сущего безделья Коле соврал, что уезжает на Дальний Восток. И пришлось незадачливому пареньку участвовать в собственных проводах...

«Облако-рай» вообще-то эксцентрическая комедия, хотя, как сказал когда-то Семен Кирсанов, Маяковский тоже писал ямбами, но посмотрите — на них лица нет. У Досталя получается эксцентрическая комедия, но, так сказать, траченная годами застоя, когда ее красноречивый абсурдизм недаром раздражал сметливую бюрократию и последовательно ею изживался. Отсюда усталый, медленный, одышливый темп, нечеткий ритм, полудремотная созерцательность и элегические останки золотого века эксцентризма: «каскадная пара» близнецов в комбинезонах, периодически появляющаяся в комнате, чтобы вещь за вещью выносить мебель, уже распроданную предприимчивой соседкой — им, в рамках принятой условности, не ударить чечетку, зато они синхронно жуют резинку; «комический дуэт» — дылда дочка и квадратная мамаша (Пат и Паташон, Эббот и Костелло, Тарапунька и Штепсель); обыгрывание популярнейшего в жанре аксессуара — чемодана. Все это безотказно вызывает смех, как и жонглирование приметами разных десятилетий: тут шляпка и губки бантиком из 50-х, «платформы» из 70-х, платье, сшитое местной портнихой по моде 60-х и календарь за 1991 год, а еще есть шинель — чуть ли не с железного Феликса, — в которую упакована молчаливая старуха на скамейке. И это уже не просто хохма: роль времени у нас играет пространство. Мы с трудом отрываемся от своей эпохи (а своя она у нас, пока мы молоды — но об этом у Чехова); на каждом стоит клеймо его времени; «времена меняются, и мы меняемся вместе с ними» — это сказано не о нас, а о нас другое: «Бог дал время и дал его много» (или тут надо сказать — аллах?).

Все кончается тихой бескровной смертью героя — растворением его в бесконечных наших просторах, где нет места и крохотному оазису — облачку рая, — трагикомическим торжеством ритуально воплощенной, убийственной коллективистской морали, не терпящей отклонений и узаконенной псевдофольклорно; мы же так любили провожать: «Его» — на запад, гармониста — в институт, новоселов — на землю целинную, питомцев Земли — до самого солнца.

Это правдивая и невероятная история советского «лишнего человека», изгоняемого по всем правилам коллективистской обрядности, но способного отплатить враждебной общине тем, что сохраняет свою единичность.

В ролях: Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Ирина Розанова, Алла Клюка, Анна Овсянникова, Владимир Толоконников, Лев Борисов, Юрий Колобков, Зинаида Воркуль, М. Никитская, Александр Числов, Евгений Титов, Михаил Мезенцев, Б. Камарзин, Вера Ивлева, Юра Попов.

Режиссер: Николай Досталь.

Автор сценария: Георгий Николаев.

Оператор: Юрий Невский.

Художник-постановщик: Алексей Аксенов.

Композитор: Александр Гольдштейн.

Текст песен: Андрей Жигалов.

Звукорежиссер: Валентин Бобровский.

Монтаж: Мария Сергеева.

Продюсер: Александр Михайлов.

Приз «За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех» на КФ «Кинотавр-91» (Сочи); Приз «Золотой Овен-92»; «Серебряный Леопард» специальный большой приз жюри и вторая премия города Локарно (30 тыс. швейц. франков), приз экуменического жюри, приз молодежного жюри, приз Международной конфедерации экспериментального кино в Локарно-91; Гран-при II MFEC (Франция); Специальный приз жюри актерскому составу (А.Жигалов, С.Баталов, И.Розанова, А.Клюка, Вл.Толоконников) КФ молодых актеров в Женеве-91; По опросу кинокритиков и журналистов (призы кинопрессы за 1991 год) лучший фильм года, лучшая мужская роль (А.Жигалов).

Теги: 12А | Комедии | Отечественные фильмы

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0
Сообщить об ошибке на info@corp.km.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Блеск и нищета «Москвабада»
Куда заведет лихорадочное переименование улиц в Казахста
Павлодар или Кызыл-Жар? Куда заведет лихорадочное переименование улиц в Казахстане
Конституция
Запрет на тунеядство могут закрепить в Конституции РФ
«В нашей стране, которая ставит себя в пример Западу, паразитирует прослойка, играющая на человеческих пороках и собирающая богатую дань в соцсетях»
Избранное
Армия сделала из Александра Зацепина великого композитора
«Странная война» – первый шаг глобальной многоходовки
Как научиться играть на гитаре? Пособие для очень самостоятельных людей
12 апреля 1961 года - выдающееся достижение Советского Союза
Цугцванг «президенторожденного не Батьки»
Зачем казаков сталкивают лбами с Олегом Табаковым
Сергей Бондарчук не делал никаких движений в сторону власти
Ракеты на Кубе или выражение озабоченности МИД: возможный российский ответ Байдену
СССР продолжает существовать даже для украинских националистов и олигархов
Сибирские морозы диктуют свои правила: изменилась программа боевой подготовки воинских частей
Джо Роган: Джонс — величайший боец в истории