• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги

СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ

«СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ», СССР, киностудия им. М. Горького, 1973, ч/б, 840 мин.

Приключенческий телесериал. По одноименной повести Юлиана Семенова.

Персонажи двенадцатисерийного фильма Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» стали героями фольклора, что с наибольшей очевидностью подтверждает подлинный успех сериала, дает ему реальную оценку. Штирлиц и Мюллер стали героями сотен анекдотов, в которых смеховая культура и пародировала, вышучивала киногероев и одновременно подтверждала значимость типов. Воскрешение анекдотами не дискредитировало, не умаляло интерес к фильму. Ключ к общему решению был точно найден постановщиком. Создавалась легенда, своего рода героический миф, который подтверждался историей — победой 1945 года. Из событий Отечественной войны, документированных хроникой, из отфильтрованных приключенческим жанром ситуаций, из жесткого отбора перипетий, где главный герой оказывается победителем, где жанр определяет динамику, характер и ритмы действия и развязки, — сплетается многолинейный и многоплановый массив картины. Лиознова получила возможность развернуть свою этическую программу, сделать акцент на моральных ценностях, которые в середине 1970-х годов потеряли свою престижность. Особенность замысла в том и состояла, чтобы в рамках условного жанра, в рамках зрелищной модели попытаться вернуть и утвердить ускользающие представления о нравственных нормах. Судьба разведчика не могла быть этому помехой: в годы войны он был полпредом страны, борющейся с фашизмом, и потому мог быть носителем нравственных представлений о долге, верности, благородстве, ответственности, мужестве. Не пойти ни на один компромисс, сохранить человечность в нечеловеческих ситуациях, существовать по законам нормальной жизни — здесь лежат мифологические корни фильма.

Исаев-Штирлиц — идеальный герой. Он существует в пространстве действия, решений, продуманных интриг, и пространстве раздумий, тоски по родине, одиночества. Человеческое в его личности не менее важно, чем профессиональное. Лиознова вставляет в фильм эпизод, отсутствующий у Юлиана Семенова, — в фашистскую Германию тайно приезжает жена Исаева. Лиозновой важно утвердить, что борьба ведется не за абстрактные ценности, а ради конкретных людей ради пастора Шлага, ради своих родных сына и жены, которая ждет и будет ждать, как все женщины легенд. Вячеслав Тихонов оказался идеальным исполнителем роли Штирлица. Актер нашел нейтральную маску и совершает из нее «вылазки» в игровые, притворные обличья и в мгновения искренности. Леонид Броневой в роли Мюллера — его достойный партнер. Актер раскрывает не лишенную обаяния натуру персонажа, лицедействующего с убедительностью и с удовольствием — по призванию. Предметный мир фильма целесообразен и условен в согласии с жанром. Интерьеры, натура, предметы обихода и меблировки аккомпанируют ситуациям, действующему лицу, смысловому значению сцены. Функциональное здесь имеет свои первостепенные права. Утвердив правило, Лиознова может позволить себе выход за пределы достоверности. Например, хроника событий связанных с поражением Франции в 1940 году сопровождается песней Этит Пиаф «Нет, ни о чем не сожалею», которая была написана спустя многие годы после войны. А в фильме Штирлиц и пастор Шлаг слушают эту песню по радио, чего не могло быть. Но песню и хронику сближает трагический накал страсти, боли и веры. Музыка М. Таривердиева внесла в фильм героическую и лирическую интонацию, подтвердив человеческий и этический план творческого замысла. Для Лиозновой мерой отсчета может быть подвиг, трактуемый как норма поведения, и нормальная человеческая жизнь, трактуемая как подвиг. Такая позиция режиссера обеспечила признание фильма уже не одним поколением. Фильм был отмечен Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1976).

В ролях: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Ростислав Плятт, Екатерина Градова, Ольга Сошникова, Отто Мелис, Николай Прокопович, Николай Гриценко, Юрий Визбор, Вячеслав Шалевич, Леонид Куравлев, Валентин Гафт, Фриц Дитц, Василий Лановой, Светлана Светличная, Алексей Эйбоженко, Лев Дуров, Михаил Жарковский, Константин Желдин, Юрий Катин-Ярцев, Алексей Сафонов, Андро Кобаладзе, Элеонора Шашкова, Григорий Лямпе, Евгений Лазарев, Николай Волков, Лаврентий Масоха, Евгений Кузнецов, Вильгельм Бурмайер, Эмилия Мильтон, Петр Чернов.

Режиссер: Татьяна Лиознова.

Автор сценария: Юлиан Семенов.

Оператор: Петр Катаев.

Художник-постановщик: Борис Дуленков.

Композитор: Микаэл Таривердиев.

Исполнение песен: Иосиф Кобзон.

Звукорежиссер: Леонард Бухов.

Монтаж: Ксения Блинова, Ида Дорофеева, В. Потапова.

Теги: Исторические фильмы | Киностудия им. Горького | Отечественные фильмы | Телефильмы и сериалы

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0
Сообщить об ошибке на info@corp.km.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Ичкерия и Украина: напрашивающиеся параллели
Импортозамещение не удалось: российские хотельеры подложили свинью нашим туриста
Импортозамещение провалилось: российские отельеры подложили свинью нашим туристам
Чехия изобличает Петрова, Боширова и Кремль
Приведение к присяге первокурсников
«Дагестанский прыжок» и его последствия
Избранное
«Майдан» в Польше: Варшава поплатилась за попытку «раскачать» Беларусь
«Слишком велик шанс спалиться»: индустрия зрелищ в России перешла на подпольные рельсы
Сергей Бобунец, 19 марта, «SHERWOOD IRISH PUB»
Жертвоприношение Андрея Тарковского
«Приехал бездушный бульдозер»: как убивали театр Николая Губенко
«Центр духовного разложения»: вирус ельцинизма неуклонно заражает Москву
Италия медленно пробуждается от кошмара
Памятники воинам-победителям заменят «оловянными солдатиками»
«Мы в составе России или где-то сбоку?»: крымчане честно поделились своими проблемами
Выбор строительной бригады: что нужно знать
Сколько хранить маринованное мясо?