Михаил Жаров.
Михаил Жаров.
Михаил ЖАРОВ. Архив редакции журнала «Искусство Кино»
ЖАРОВ Михаил Иванович (27 октября 1900, Москва — 15 декабря 1981, Москва), российский актер, режиссер; народный артист СССР (1949); государственная премия СССР (1947); Герой Социалистического Труда (1974).
С 1913 — ученик наборщика в типографии, с 1915 — администратор и помощник режиссера в труппе Оперного театра Зимина. В 1920 окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организаций). В 1920 — актер Первого передвижного фронтового театра, в 1921 — Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова, в 1921—1925 — Театра Мейерхольда. В 1926—1927 и в 1929 — Бакинского рабочего театра, в 1928 — Казанского Большого драматического театра, в 1930 —Реалистического театра, в 1931—1938 — Московского Камерного театра. С 1938 — актер академического Малого театра.
Дебютировал в театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актер был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14—69», 1927), демобилизованный буденновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933).
Наиболее полно раскрылось актерское дарование Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962).
В кино Жаров дебютировал крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль — красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, — сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьезный сюжет.
В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссеры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937—1938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее», 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).
Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актера программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, в полной мере реализующий самую великую иллюзию того времени, — веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.
Как режиссер Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппапортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым). Автор книги «Жизнь, театр, кино» (1967).
1915 ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ («Дочь Пскова», «Псковитянка») актер
1924 АЭЛИТА актер
1924 ПАПИРОСНИЦА ОТ МОССЕЛЬПРОМА актер
1925 ДОРОГА К СЧАСТЬЮ актер
1925 ЕГО ПРИЗЫВ («23 января») актер
1925 ШАХМАТНАЯ ГОРЯЧКА актер
1926 МИСС МЕНД («Приключения трех репортеров») актер
1926 ПОСЛЕДНИЙ ВЫСТРЕЛ («Черное золото», «Углекопы») актер
1926 СЛУЧАЙ НА МЕЛЬНИЦЕ («Убийство на мельнице») актер
1927 АНЯ («Тайна Ани Гай») актер
1927 ДОН ДИЕГО И ПЕЛАГЕЯ («Дело Пелагеи Деминой») актер
1927 КТО ТЫ ТАКОЙ? («По ту сторону щели») актер
1927 ЧЕЛОВЕК ИЗ РЕСТОРАНА актер
1928 БЕЗ КЛЮЧА актер
1928 БЕЗ КЛЮЧА («Копилка», «Не в деньгах счастье») актер
1928 БЕЛЫЙ ОРЕЛ («Губернатор») актер
1929 ДВА-БУЛЬДИ-ДВА актер
1931 МАНОМЕТР—2 (Ликвидация прорыва на заводе «Манометр») актер
1931 НИКИТА ИВАНОВИЧ И СОЦИАЛИЗМ («Погибла Россия», «Люди на земле») актер
1931 ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ актер
1932 ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ КОМИССАРОВ актер
1933 ОКРАИНА актер
1934 ГРОЗА актер
1934 МАРИОНЕТКИ актер
1935 ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ актер
1935 ТРИ ТОВАРИЩА актер
1937 ВОЗВРАЩЕНИЕ МАКСИМА актер
1937 ПЕТР ПЕРВЫЙ (1-я серия) актер
1938 ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА актер
1938 МЕДВЕДЬ актер
1938 ПЕТР ПЕРВЫЙ (2-я серия) актер
1939 ОШИБКА ИНЖЕНЕРА КОЧИНА актер
1939 СТЕПАН РАЗИН актер
1939 ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ актер
1941 БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ актер
1942 ВАНЬКА (новелла из БКС N 12) актер
1942 ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА (1-я серия) актер
1942 ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА (2-я серия) актер
1942 СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА актер
1943 АКТРИСА актер
1943 ВО ИМЯ РОДИНЫ («Русские люди») актер
1943 ВОЗДУШНЫЙ ИЗВОЗЧИК актер
1943 ЮНЫЙ ФРИЦ актер
1944 ИВАН ГРОЗНЫЙ (1-я серия) актер
1945 БЛИЗНЕЦЫ актер
1945 ИВАН ГРОЗНЫЙ (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор») актер
1946 БЕСПОКОЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО актер, режиссер
1947 ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ актер
1948 МИЧУРИН актер
1949 СЧАСТЛИВЫЙ РЕЙС («Машина 22—12») актер
1953 ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА актер
1954 АННА НА ШЕЕ актер
1954 РЕВИЗОРЫ ПОНЕВОЛЕ актер
1957 САПОГИ актер
1958 ДЕВУШКА С ГИТАРОЙ актер
1958 КРАСНЫЕ ЛИСТЬЯ актер
1959 МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ актер
1961 ЧУЖОЙ БУМАЖНИК актер
1963 ВНИМАНИЕ! В ГОРОДЕ ВОЛШЕБНИК! («Кукольная комедия») актер
1963 КАИН XVIII («Два друга») актер
1966 СТАРШАЯ СЕСТРА актер
1968 ДЕРЕВЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ актер
1974 АНИСКИН И ФАНТОМАС актер, режиссер
1978 И СНОВА АНИСКИН режиссер, актер
Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий