В этом году бороться за «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» от России поедет новая картина режиссера Алексея Учителя («Прогулка», «Космос как предчувствие») «Край». Какое решение примут академики и включат ли ее в шорт-лист – пока не ясно, но наша отборочная комиссия полна самых радужных ожиданий.
«Край» по своим сюжетным составляющим более всего напоминает лубок. Здесь вы найдете медведей, гонки на паровозах, драку в женской бане, алкашей, глушащих мутный самогон в нереальных количествах... В общем, ту самую Россию, какую на Западе знают и любят. Так что, по прогнозам синоптиков, у Учителя есть все шансы получить заветную статуэтку.
Если говорить о содержании, то сюжет прост, как табуретка. В унылую деревеньку под названием Край лихим ветром заносит героя-фронтовика Игната (Владимир Машков). На войне, он занимался тем, что давил танком проклятых фашистов, а в мирной жизни пришлось переквалифицироваться – теперь он машинист. Он носит усы, лысину и линялую гимнастерку, что автоматически заносит его в ранг эротической мечты аборигенок. Нет, что бы ни утверждали кассовые сборы «Сумерек», бывший документалист Учитель уверен: среднестатистическая баба мечтает не о лощеном Роберте Паттинсоне, сочиняющем во славу любимой фортепианные сюиты, а о простом контуженом танкисте.
Проблема женщин в том, что настоящие мачо живут по принципу «первым делом паровозы, ну а девушки… как получится». Вот и персонаж Машкова зарится не столько на ясноглазую Эльзу (Аньорка Штрехель) - скрывающуюся от чекистов дочку немецкого инженера, - сколько на ее паровоз по имени Густав, который он мечтает отремонтировать. Кроме того, сценарист Александр Гоноровский даром есть свой хлеб был не намерен и потому к мощной железнодорожной интриге приплюсовал грудастую и белокурую Софи (Юлия Пересильд), еще одну ссыльную красотку. Такая способна и коня на скаку остановить, и в горящей бане конкурентку за лохмы оттаскать – что не может не порадовать поклонников формата a-la russ.
Но, несмотря на этот более чем чудаковатый сюжет, режиссер умудрился снять его в настолько изумительных пейзажах тайги, что на их фоне Игнат, Эльза, Софи, местный алкаш Вовка (Алесандр Баширов), юродивый однорукий начальник Колыванов (Алексей Горбунов) и даже брутальный чекист Фишман (Сергей Гармаш) в какой-то момент начинают казаться не бредом сумасшедшего, а ассоциироваться с вполне поэтичными образами из сборника «Сказки народов Севера». Потому и появляющийся ко времени медведь оставляет после себя впечатление вполне эсхатологического смысла.
Софья Аверченко
Фильм «Край» комментирует Анатолий Ющенко:
Как все уже знают, новую картину Алексея Учителя отправили на соискание заветного «Оскара». Именно поэтому невольно возникает резонный вопрос: стоит ли нашему зрителю надеяться хотя бы на попадание фильма в список номинантов? Мне кажется, что нет. «Край» напоминает скомканный и отчаянно претенциозный отечественный телесериал. Снимая сказочную мелодраму, но разбавляя ее рефлексией на тему тоталитарного прошлого, Алексей Учитель в результате не добился ничего, кроме их конфликта друг с другом. Ближайший «родственник» этого фильма — прекрасная рогожкинская «Кукушка», в которой два героя пытаются наладить общение. Здесь происходит похожая ситуация: «трудности перевода» испытывают советский фронтовик и дочь немецкого инженера, арестованного в начале войны. Проблема в том, что режиссера Учителя, видимо, интересуют не столько человеческие отношения, сколько условная иллюстрация тезиса, что, мол, ни в одном тоталитарном обществе не может зародиться терпимость. Мысль, конечно, для нашей страны важная (даже несмотря на заурядность), но ее реализация оставляет желать лучшего. Если самогонка, банька, медведь и т. п. — еще простительные признаки того, что авторы, возможно, решили попугать Америку национальной символикой, то энкавэдэшник, метко стреляющий в спины безоружных, — это совсем уж топорный штамп, который не нужен ни здесь, ни там, да и вообще никому.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий
При всем омерзении, возникающем к личности d.d., приходится признать что, он (она, оно) во многом прав!
Т.о., выходит, что господа авторы и хозяева картины не только русских, но и евреев подставили...
Кстати, не пора ли компетентным органам присмотреться - 11 млн. $ за три паровоза - не слишком ли большой куш поделили Эрнст и РЖД?
И шевельнулся ж язык такое наговорить!!!!Полнейшая чушь!Фильм, конечно не на 3D ефектах и прочих премудростях техники - но заслуживает похвалы как в сторону актерской подборки, так и сьемочной и режиссерской группы.У нас в стране и так что хош твориться - все друг с другом е...ся...бухают, плюют в души других - это ж уже стереотип Росии и Ураины для других стран,а Учитель правильно подчеркнул тот факт, что заниматься своим делом нужно с таким же усердием и желанием, как это делает Игнат (Машков), а любить женщина должна так же беззаветно и искренне как Эльза, а не с кем попало, как Софья!Вот так-то, мужики! А то найдется Фишман, какой-нибудь, да и посадит всех на жопу, чтоб не выпендривались
d.d - а что мы можем? Вот уже 2000 лет собаки лают, а караван идет.
Противно когда эта мразь в очередной раз вытирает ноги о землю, что их вскормила.
Когда же кончится . поток отштампованной "чернухи" и начнут снимать умное кино. Такое впечатление , что режисеры только деньги отрабатывают.Ну не получается у нас "голливудtкое кино" , а давайте снова снимать наше . Может и "Оскар" получим , как в 80-е