Продолжение «Предстояния» начинается с того, что штрафной батальон Котова (Никита Михалков) пьяный генерал отправляет на бессмысленный и самоубийственный штурм цитадели, где вот уже который месяц окопались немцы. В это же самое время в лагерь Советской армии приезжает высокопоставленный член НКВД (Олег Меньшиков), с тем, чтобы вернуть усатому герою утраченный чин и прочие регалии. Сделать это у него не получается ни в окопах, ни под немецкими пулями, куда вслед за героем войны отправляется штабное светило… Именно здесь, в декорациях масштабнейшего боевого сражения, начинается продолжение камерной драмы одного семейства, начавшейся солнечным летним днем 1936 года.
Все бесчисленные эпизоды с родами под обстрелом фашистской авиации, с эпическим штурмом цитадели при помощи черенков от лопат совершенно теряются на фоне обычной человеческой трагедии. Один из лучших моментов фильма – эпизод с возвращением Котова на дачу. В знакомых декорациях продолжают обитать все те же персонажи: суетливые старухи, капризничающий профессор, жена Маруся (на самом деле не совсем та – в оригинальном фильме 1994 года эту роль исполняла Ингеборга Дапкунайте, а в «Предстоянии» и «Цитадели» - Виктория Толстоганова). Истинный поэт размеренного приусадебного быта, Михалков очень тонко, на полутонах рисует картину того, как Герой возвращается в свой дом. Каждая фраза героев будто бы повисает в воздухе, и лаконичные комментарии Котова прекрасно оттеняет звон чашек, из которых пьется портвейн под мелодичные фортепианные этюды нестареющего Мити.
Все то, чего не хватило первой части дилогии, можно с избытком найти в «Цитадели». Этот фильм окончательно расставляет акценты, позволяющие увидеть во всей яркости парадоксальную природу души русского человека.
СОФЬЯ АВЕРЧЕНКО
Интересные факты:
Картины «Предстояние» и «Цитадель» - результат восьмилетней работы. Съемки кинопроекта длились четыре года. Еще по году ушло на монтаж каждого фильма дилогии и телеверсии. За все это время состав съемочной группы практически не изменился.
Всего было израсходовано 330 000 метров кинопленки
Кроме двух больших полнометражных фильмов (162 мин и 155 мин), был снят тринадцатисерийный телевизионный вариант, куда вошло огромное количество специально снятых сцен с новыми поворотами, коллизиями и персонажами.
В картине «Предстояние» сто семьдесят пять актерских работ; в «Цитадели» - сто девяносто.
В дилогии задействовано беспрецедентное количество актеров массовых сцен – несколько десятков тысяч.
Для каждого из актеров, включая участников массовки, художниками и консультантами по историческому костюму был создан уникальный образ.
Михалкову приходилось в полной боевой выкладке бегать кроссы для того, чтобы потом внести в свой костюм коррективы, которые упрощали бы движения.
В фильме использовалась как аутентичная военная техника и оружие, так и специально изготовленная. Многие образцы времен Второй мировой приходилось ремонтировать и реставрировать прямо на съемочной площадке. В съемках задействованы десятки танков Т-34, немецкие танки, советские дивизионные противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся полуторки военных лет. Десятки полуторок были изготовлены непосредственно для съемок.
Для сцены атаки «Черной пехоты» было изготовлено 1600 черенков для лопат.
Съемки проекта проходили в Гороховце, Таганроге, Горбатове, Алабино, Праге, на станции Шушары в Санкт-Петербурге, в Кунцево на так называемой «ближней даче» Сталина и в павильонах Мосфильма.
Дача, где в 1994-м проходили съемки первого фильма «Утомленные солнцем», принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову. Даже большая часть интерьеров, фигурировавших в картине, – собственность хозяина дома. Для съемок «Предстояния» и «Цитадели» эту обстановку пришлось полностью восстанавливать в павильонах Мосфильма. Даже если сравнивать интерьеры предельно придирчиво, разницы не будет.
Практически все актеры проекта отказывались от каскадеров. Так, Дмитрий Дюжев сразу решился сам играть сцену, в которой его персонаж сгорает заживо (вошла в телеверсию).
Актрисы, играющие медсестер и врачей, проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Девочки-медсестры вместе с Надеждой Михалковой учились открывать ампулы одной рукой, правильно перевязывать раны и правильно тащить на себе людей с травмами, для чего консультировались с ветеранами, воевавшими на фронтах в качестве полевых медсестер.
Командой художников-постановщиков были построены несколько масштабных объектов, в том числе мост через реку Клязьма, церковь и сама цитадель (девять метров в высоту и сто в длину), вокруг которой было вырыто несколько километров полнопрофильных окопов с траншеями, блиндажами, землянками и всеми необходимыми фортификационными сооружениями. Все объекты, включая цитадель, были построены заранее, за год до начала съемок, для того, чтобы вписаться в местность и избежать ощущения новодела. Эти арт-объекты настолько вписались в окружающий мир, что доходило до казусов. После съемок эпизода со взрывом моста (специально построенного для этой цели) жители города Гороховца собрались подавать на съемочную группу в суд, т. к. уже привыкли использовать его для своих нужд. А после эпизода со взрывом церкви в местную газету пришла жалоба о том, что взорвана древняя церковь, являвшаяся украшением города Горбатова.
Чтобы получить роль рыжего конопатого белоруса Вани, актер Дмитрий Дюжев по своей инициативе «похудел на несколько килограммов, два месяца мылся шампунем для блондинок, загорал на солнце с дуршлагом и работал с педагогом по белорусскому языку».
За время съемок актриса Виктория Толстоганова успела родить двоих детей и забеременеть третьим.
Во время съемок картины впервые был использован абсолютно уникальный метод ночных съемок.
Михалков закрыл тему по поводу рассуждений о его таланте. Это гениальное кино гениального режиссёра. В России ему равных нет, и я рада, что смогла в этом убедиться ещё раз. И пока нам есть у кого учиться, нам есть для чего работать в этой профессии.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Rastrelat' debila, takuu figny snal, azh toshnit.
Prodazhnaya sobaka, chtobi tvoi ves' rod bil proklat virodok ti any-chelovecheskii. Podtysovuesh zlo pod pravo i pravo pod zlo.
Эвелина Бледанс
Сколько можно лизать,и так очень ярко светит!
Тратить деньги на "шедевры" Михалкова жалко. Через пол-года их будут продавать в Ашане по 49 рублей. Вот тогда-то и скинемся с друзьями по несколько рубликов, да и посмотрим по очереди.
Михалкову удалось невозможное! Стать российским Тарантино!
Как и в фильме «Бесславные ублюдки», в «Утомленные солнцем 2: Цитадель» показаны не происходившие события. Если в план наступления созревшей во время пьянки генерала поверить как-то возможно. То во многие события показанные в фильме нет. Какая может быть логика в приказе вывести 15000 безоружных мобилизованных к крепости и их погубить, для создания фото материалов на показ союзникам? При просмотре этого фильма, можно поверить, что Гитлера убили в театре. Так как поверить, что от выстрела снайпера взлетит на воздух хорошо укрепленная крепость — поверить невозможно. И Михалкову мало показа как при атаке в тыл ставят пулемётчиков, он изобретает новый вид атаки — «атака с черенками от лопат»! Просто и гениально! Оканчивается фильм тоже шедеврально. На минном поле и эпизодом со свихнувшимся немцем, которому отдают честь едущие на Берлин войска. Я плакал! Таких отечественных шедевров, давно не видел! Михалков гений! Смотреть обязательно!