Красные Звезды «Играй в того, кто играет в тебя, играя того, кто играет тебя»

Исполнитель: Красные Звезды
Название: «Играй в того, кто играет в тебя, играя того, кто играет тебя»
Стиль: Пcиходелический панк
Год выпуска: 2009
Минск прямо на глазах становится настоящей музыкальной столицей постсоветского пространства. За каких-то полтора года в России стало известно столько новых имен из Белоруссии, сколько у нас не появилось и за десятилетие. Одни за другими «выстреливали» такие уникальные проекты, как «Серебряная свадьба», «Кассиопея», «Петля пристрастия», «Аддис Абеба», Por Mone, Ann Core, The Toobes. Приятно и неожиданно удивил своим «тяжелым» дебютным альбомом поп-певец Дмитрий Колдун. На конкурсе «Евровидение» победил этнический белорус из Норвегии Александр Рыбак.
Мобилизовалась и старая гвардия. Подвергся тотальной перезагрузке «Ляпис Трубецкой», разродившись тремя мощными альбомами, в которых все было начато буквально с нуля. Открылось второе дыхание у группы «Красные Звезды», благодаря которой многие в 90-е годы вообще впервые узнали о том, что в Белоруссии играли глубоко самобытную музыку и после ансамбля «Песняры». После 10-летнего молчания «КЗ» вновь собрались в золотом составе и на эмоциональном подъеме записали совершенно новый альбом «Играй в того, кто играет в тебя, играя того, кто играет тебя».
В 2006-м вокалист Владимир Селиванов и гитарист Евгений Белов, составляющие костяк «Красных Звезд», в поисках новых форм выражения объявили о создании группы «ЧЕТЫРЕ». «Пробовали написать новые песни - не получалось. Не получалось до тех пор, пока мы не нашли в себе силы полностью отделить от себя весь наш музыкальный опыт работы с «КЗ», - так объясняет сейчас причины этого шага Белов. - Сделать это оказалось немного проще, представив себе искусственную конструкцию в виде полной диаметральной противоположности «КЗ» - тихие и пустые песни, с упором на технику исполнения, но крайне эпатажно-психоделичные (без эпатажа мы - не мы)».
«ЧЕТЫРЕ» с головой ушли в студийную работу, неизменно радуя ценителей вылизанными до глянца аранжировками, апелляцией к эстраде 60-х и умными эстетскими текстами (зачастую ни о чем, но ведь так и было задумано!). Однако даже сквозь эту тщательно ограненную музыкальную плоть нет-нет да и прорывался порой фирменный селивановский надрыв и характерный для «КЗ» вселенский ужас. Апофеозом стал появившийся в феврале 2009-го акустический альбом Владимира Селиванова «Когда придет май», явно отсылающей к его знаменитому сольнику «звездных» времен «Бумажный самолет», а отнюдь не к расслабляющему чилл-ауту «ЧЕТЫРЕх». «Май» создавался в нелегких для музыкантов условиях, когда Белов начал проходить реабилитацию после сложного перелома ноги. Работа над первым альбомом «ЧЕТЫРЕх» приостановилась. У парней явно было время все спокойно обдумать и принять единственно верное решение…
В итоге завершенный летом 2009-го электрический альбом все участники записи дружно отнесли к дискографии «Красных Звезд», о возрождении которых и было незамедлительно объявлено. По сравнению с опусами группы «ЧЕТЫРЕ», продукт получился подчеркнуто некоммерческим. На это ориентирует уже само неудобоваримое название пластинки, вызывающее автоматическое отторжение у многих потенциальных потребителей.
В альбом вошла добрая треть песен с сольника «Когда придет май». Но подача их принципиально изменилась. Наиболее очевидные метаморфозы коснулись «Истории химических отношений». Если в акустике Селиванов исполняет ее меланхолично, сдержанно и величественно, то в электрической ипостаси превалирует отчаянный героизм, несколько размазанный намеренной вокальной кривизной и обильными психоделическими эффектами. Показательные перемены коснулись и текста. Если в акустике пелось «радуга в радуге зреет над городом», то в электричестве это уже звучит как «радуга в радуге – спектр меняется». Это действительно иной спектр и по-другому преломленные «звездные» лучи!
Сейчас многие ставят обновленным «КЗ» в упрек отказ от политического (а точнее, исторического) контекста. Но положенная в основу альбома идея личного совершенствования и вселенской любви оказывается намного ценнее и выше эпатажных социокультурных спекуляций. Если непредвзято сопоставить только что переизданный «Звездами» альбом 13-летней давности «Смершевы песенки» с диском «Играй в того, кто играет тебя…», то сравнения будут однозначно в пользу последнего. Раньше «КЗ» тяготели к застывшим монументальным формам, патетичным гимнам и то ли тоталитарным, то ли мизантропичным лозунгам, а сейчас они творят ЖИВОЕ музыкальное пространство, в котором все движется, переливается и прямо на глазах у слушателя перетекает в иные состояния. В новом альбоме немало автоцитат, проливающих свет на суть измененной концепции группы. Например, было время, когда строчка «таем, как восковые фигуры» выражала у Селиванова отчаяние перед бренностью бытия. А сейчас спетая блаженным голосом фраза «и восковые фигуры превращаются в лужи» ассоциируется со сбрасывающей старую кожу змеей и совлекающей с себя «ветхого человека» новой духовной личностью.
При этом пафос протеста у них никуда не пропал! Подтверждением тому служит ураганная «Сафари», сравнимая по своей запальчивости с программной песней Наталии Медведевой «А у них была страсть». К чести «Красных Звезд», они никогда не путали любовь с унылым вагиностраданием, безжалостно высвечивая в этом чувстве наиболее острые и провокационные стороны. В результате центральная фраза «Сафари» «я люблю тебя на…й» оказывается идеальным признанием, а сама лав-стори дерзко облекается в одежки мелодичного гаражного панка. В песне огромное количество напластований – и снимать слой за слоем является очень увлекательным занятием. Мелодика, ритмика и селивановские вокализы отсылают к твистам 60-х, а конкретнее – к «Последней электричке». В куплетах высвечивается то дробный «летовоподобный» бас, то джазовые гитарные импровизации. А центральное «плавающее» соло вызывающе отдает рестораном и напоминает чуть ли не «Мурку». Нужно ли уточнять, что все эти взаимоисключающие фрагменты чудесным образом сцепляются намертво в единое монолитное полотно!
«Можно – Быть!» - написано на браслете у Владимира Селиванова на фотографии с обложки нового альбома. Пластинка «Играй в того, кто играет в тебя…» действительно возвращает каждого из нас к подлинному Бытию, очищенному от случайной обыденной шелухи. Каждый волен называть этот «Роскошный Реальный Мир» по-своему: Шамбала, Царствие Божие, Небесная Россия (или Белоруссия)… Важнее то, что в этот Мир властно призывает любая из девяти вошедших в альбом песен – будь то торжественная «Звезда», или арт-роковая «Бабочки в твоем животе», которую Евгений Белов метко сравнил с рвущейся ввысь архитектурой Искупительного собора святого семейства Антонио Гауди в Барселоне.
P.S. Оборотная сторона этого идеального мира «Красных Звезд» представлена в скрытом треке пластинки. В противовес зовущим «Белым полюсам» и сияющим в пустоте «Талисманам» здесь царствует квинтэссенция бытовухи: тревожные звуки спивающейся ночной городской окраины и задиристый гопнический клич «Все бабы – дерьмо!». Звучащий в этом пролетарском антураже фрагмент песни «Бабочки в твоем животе» выглядит неестественно и жутковато, буквально вызывая у слушателя физический озноб. Теперь окончательно ясно, почему «Красные звезды» сознательно не стремятся к массовой популярности…
Денис Ступников
Комментарии читателей Оставить комментарий