]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Основа российской государственной традиции — земля первична, а народ вторичен

15:40 10.08.2025
, Игорь Димитриев
Панорама Себежа с Петрова Вала © KM.RU, Елена Колебакина
© KM.RU, Елена Колебакина

Игорь Димитриев: «Расширение и удержание земли не требуют рационального объяснения. Это сама суть власти, её историческая программа. Потери народа терпимы, а потеря земли — непростительна»

Американские переговорщики признаются: разговоры с Владимиром Путиным неизменно возвращаются к территориальной теме. Комментаторы реагируют на это с иронией — мол, это ширма для публики, а настоящие торги идут о санкциях, транзите, гарантиях безопасности. Ну зачем, в самом деле, России эти выжженные, пустые земли? Своей-то хватает. Но проходят месяцы, начинаются новые переговоры, и снова всплывает вопрос границ. И снова за океаном ломают голову: зачем Москве эта принципиальность.

Но я верю, что эти территории — не инструмент, а цель. Конституцию, которая запрещает их отдавать, можно переписать за неделю. Но российская государственная традиция на тысячу лет глубже любой конституции. В её основе сакрализация земли. Не народ, не нация, не права и свободы — а именно земля как священный, государствообразующий объект. Расширение и удержание земли не требуют рационального объяснения. Это сама суть власти, её историческая программа.

В российской политико-культурной традиции устойчивый акцент делается на землю как сакральную и идентификационную основу, а не на народ как субъект власти или носителя суверенитета. Это прослеживается в риторике, символике, мифологии, и даже в юридических и идеологических формулах.

Летописное «О Русская земля! Уже за шеломянем еси!» — так начинается «Слово о погибели Русской земли» XII века. Первый пафос — не о народе, а о земле, над которой сгущается угроза. Народ здесь не субъект, а скорее часть пейзажа, пассивный участник судьбы земли.

В фольклоре «Мать-сыра земля» — персонифицированный символ земли как кормилицы, как источника жизни и жертвы. Не «родной народ», а «родная земля» — устойчивое словосочетание. Даже в проклятьях: «чтоб земля тебя не приняла» — это высшее наказание.

В православной традиции «Святая Русь», «хранимая Богом земля» — земля сакрализуется, становится неотъемлемой частью религиозного и культурного самосознания. Святость привязана к месту: «святые места», «земля обетованная», «оплот веры». Не «люди православные», а земля православная — так формулируется духовная карта.

Триумф Московского государства — вокруг собирания земель, а не вокруг народа. Формула Ивана III: «Мы — наследники Русской земли». Нарратив Екатерины II: «присоединение земли» — как благо само по себе, независимо от того, кто на ней живёт.

Даже в советское время, с его пролетарским интернационализмом, использовались конструкции типа «освободить родную землю от врага», а не «защитить народ». Великая Отечественная война — «защитим нашу землю», «не отдадим ни пяди земли». «Мать-Родина зовёт» — не на защиту народа, а на защиту Родины как пространства. «Вставай, страна огромная!» — не «вставай, народ»; субъект — земля-страна, не люди.

Были, правда, и альтернативные формулировки - обращение к народу как субъекту. «Вставайте люди русские!» из «Александра Невского» Эйзенштейна. Но это редкие примеры, объясняющие необходимостью мобилизации в момент экзистенциальной угрозы.

В обычной риторике — «не отдадим ни пяди земли», «защитим нашу землю».

Политический субъект в российской традиции — это государство над землёй, а не общественный договор между людьми. «Народ» в официальной риторике чаще появляется как объект: «народ пострадал», «народ поддерживает», «народ должен», но крайне редко — как источник власти в подлинно демократическом смысле.

У Пушкина в «Борисе Годунове» — «Народ безмолвствует». Итог трагедии власти — не активное народное сопротивление, а молчание, ожидание, смирение. Даже в момент смены власти — земля остаётся, народ — нем.

Сакральный образ земли особенно заметен в сравнении с западной традицией, где идея суверенитета народа — один из столпов политической идентичности. В Древнем Риме был противоположный российскому код: источником власти считался римский народ — *Senatus Populusque Romanus* (SPQR, «Сенат и народ Рима»).

Это не была декоративная формула — хотя реальная власть со временем концентрировалась у аристократии или императоров, но идеологически Римское государство оформлялось как союз граждан, а земля и провинции были их владением, а не «телом государства» в сакральном смысле.

Разница с российской традицией принципиальная: в римском сознании *populus* — субъект, ради которого существует земля и государство. В российском — земля первична, а народ вторичен, он «привязан» к ней, как крепостные к поместью.

Если в западной линии от Рима через Magna Carta до «We the People» красной нитью идёт идея народного суверенитета, то в российской линии от летописей и «собирания земель» до поправок в Конституцию идёт территориальный суверенитет, где человек — не источник власти, а часть владения. (Отличаются даже формы феодального владения землёй.)

Территория в российской политической традиции воспринимается не как привлекательный ресурс, а как часть тела государства, отсечённая в результате предательства. Расширение и удержание земли не требуют рационального объяснения. Это сама суть власти, её историческая программа. Потери народа терпимы, а потеря земли — непростительна.

Акцент на «исторических территориях» — это способ размытия границ, отказа от принципа народного суверенитета и обоснование действий государства. Идея такова: не так важно, кто живёт на территории, главное — чья, была ли она частью государства.

Это превратилось в ритуал возвращения утраченного, почти мессианский мотив: как будто история дала России «задание» вернуть своё. А кем ее заселить и для чего использовать - это уже второй вопрос.

В постсоветской пропаганде «русская земля начинается здесь», «вернули Крым» — акцент на территорию как объект борьбы больше, чем на права человека или даже благополучие населения. «Крым — это наша земля» — ключевой аргумент. Референдум как бы подтверждает, что «земля исторически наша», но об этом вспоминают лишь в контексте позиции Запада - вот, мол, демократические процедуры, как вы любите.

В этом плане российская политическая традиция очень напоминает турецкую. Там земля принадлежавшая государству, в их случае османскому, тоже приобретает сакральный статус и рано или поздно должна вернуться хозяевам. Турецкая идентичность тоже изначально географическая, а не народная. В момент основания республики даже рассматривали вариант назвать нацию не «турки», а «анадолу» - анатолийцы. А потом объявили всех жителей сохранённой территории турками. Но теперь турки часто вспоминают о территориях принадлежавших Османам, а их завоевание в турецкой традиции называется "Открытием" - типа вот как Колумб открыл Америку.

У близких по менталитету русским народов - украинцев, сербов - похожие представления о земле, принадлежащей государству. Независимо от того, что думают живущие, она имеет сакральный статус и рано или поздно ее нужно будет вернуть.

P.S. Интересный момент ещё - связь земли и языка. В Конституции нет государствообразующего народа, но его язык государствообразующего народа. А на практике это проявляется в том, что при получении российского гражданства до СВО статус "носителя русского языка" определялся по месту проживания. То есть в Казахстане живут носители русского языка, а в Румынии нет. Для того, чтоб быть носителем языка, нужно чтоб твои предки проживали на территории Российской империи или СССР.

Темы: В России
Источник: Игорь Димитриев
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 11.08.2025, 11:08
    Гость: ...

    чел путает страну и государство

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 11.08.2025, 11:05
    Гость: Гы-гы- отражено хамское, безобразное отношение

    советской номенклатуры =

    Причём тут СОВЕТСКОЕ?
    Они строили государство нового типа, СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ и ПОСТРОИЛИ!
    Никаким "собиранием земель ""русских"" они не занимались.

    СССР был интернациональным государством.
    Девиз был-ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН,СОЕДИНЯЙТЕСЬ.
    Простым рабочим людям делить нечего.
    Зло-буржуи-капиталисты-империалисты. ТрамНАШ однозначно попадает под это определение.

    Подобные разрушили и ограбили СССР.

    Пиплам бррсили кость МЫ РУССКИЕ-ПРАВОСЛАВНЫЕ, ЗАПАД ХОЧЕТ НАШУ СИБИРЬ и наше
    ФСЬО захватить.

    Смешно, но Пипл ревёт и хавает.

    Кто тут православный в СВЕТСКОМ ГОСуДАРСТВЕ?

    Кто тут РУССКИЙ при 20+ науиональных нерусских республиках и при наличии
    миллионов азербайджанцев, армян, украинцев и ср.азиатских гастеров.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 11.08.2025, 11:04
    Гость: Skeptik

    Очередная талмуд пропаганда.

    Сакрализация и перчичность земли есть у всех народов, коимившихся от земли.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 11.08.2025, 11:00
    Гость: "В её основе сакрализация земли"

    Автор либо не русский, либо жертва фурсенко, либо иноагент.
    Англосаксы всё загребают, а этот кинулся в кривые рассуждения о "сакрализации" земли российской властью...
    Неужели англосаксы просто так свою отдадут?
    Взгляни на глобус, автор, он весь под англосаксами.
    Британия, Штаты, Канада, Австралия, Новая Зеландия, практически все острова Тихого, плюс базы-базы-базы по всему шарику, либо по уши зависимость от них.
    Аляску кто хапнул? Калифорнию, Техас, Гавайи? Нынче американский през губы на Гренландию раскатал. А чего в той Гренландии — один лёд?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 11.08.2025, 10:44
    Гость: Сам такой...

    Ну, да. "Разбросали" щедро предатели из 1991г. земли направо-налево, а теперь "по крохам", с кровью собираем. И виноватых, вроде как, нет и не предвидится.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (67)
]]>
]]>
Выбор читателей
В Газе от голода умерли 180 человек
Три причины отказа Москвы от моратория по РСМД
© KM.RU, Михаил Попов
Российский суд признал оскорбительным слово «хохлы»
jcomp / Freepik.com"/>
В Москве планируют построить индуистский храм
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Мельница» сыграла рождественский концерт, который не повторится нигде и никогда
От горячего питания до упрощенного банкротства: что изменится с 1 сентября
Созвездие N feat. Ада Петербургская «Ты разобьешь мое сердце» (интернет-сингл)
«Каков поп — таков и приход. И команда "манагеров" в "Роснано" подобралась соответствующая. Выйдет ли Чубайс и на сей раз сухим из воды?»
Песня из «Кабачка 13 стульев» впервые за 40 лет прозвучала целиком на концерте Оркестра Мазаева
Misha Mar и Nagart «Рыжебородый и Боец» (интернет-сингл)
Дэя «Я все еще люблю» (максисингл)
«В политическом плане уход из Херсона – провал. Армия России покинула российскую территорию, не дав за неё генерального сражения, не защитив доверившихся России людей»
Игорь Растеряев показал, как русская дорога помогает выигрывать войны и споры
Писатель Сергей Лукьяненко - человек-антибиотик
«Несчастный случай» написал на ламповом концерте со зрителями песню об Олимпиаде в Пекине
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.