ДДТ «Единочество I и II» (переиздание)

Фрагмент обложки диска. Предоставлено издателем
Словно русский футурист, Юрий Шевчук некогда придумал слово «Единочество». Оно обозначает невероятно сложный комплекс понятий, когда ты, с одной стороны, одинок, но, с другой — ощущаешь свое единство с окружающим миром, со всем сущим. В православной традиции такое состояние принято называть «умилением», означающем благодатное желание одновременно и ликовать, и плакать. Константин Кинчев придумал для подобных случаев не менее емкий термин «Радости печаль».
«Единочество» требовало особых форм, нового языка, невиданных доселе способов выражения. Экспериментируя, Юрий Шевчук замахнулся со своими музыкантами сразу на двойную пластинку. Время доказало его правоту и дальновидность, потому что на первом диске группа лишь нащупывает новый почерк, а на второй уверенно разворачивается в полную мощь. Песни с «Единочества I» (за исключением «Осенней» и «Крысы») вышли суховатыми и несколько вымученными. «ДДТ» то играет на поле Дельфина, оттачивая мастерство мелодекламаций («Когда един»), то предлагает какой-то ярмарочный балаганчик («Ночная пьеса»), то тщится повенчать Джонни Кэша с IDM-саундом («Рабочий квартал»). Неразбериха первого «Единочечства» усугублена тем фактом, что Intro здесь почему-то задвинуто в середину альбома, усиливая впечатление хаотичности происходящего.
Даже хитовые песни с первой части вызывали негативную реакцию. Общеизвестно, как тот же Константин Кинчев, возмутившись «волюнтаристской» песней «Мама, это рок-н-ролл», написал на нее полемический ответ «Rock'n'roll» и пригласил на запись весь цвет отечественного рока. Спел там свою партию и Юрий Шевчук, но узнав задним числом о посвящении, самоустранился от участия.
Все нелепости первого «Единочества» волшебным образом сгладились в его продолжении. «Единочество II» воспринимается как работа над ошибками. Несмотря на то, что песни имеют сложнейшую структуру, они звучат органично. В «Облом» удачно вживлены семплы из песен Джона Леннона. В «Кладбище» Шевчук идеально совмещает авторский текст об оживающих после Второго Пришествия покойниках с фольклорным исполнением народного плача. «Она» содержит роскошно звучащее многоголосие. Правда, все же имеют место и некоторые перекосы: без «продиджиобразных» кричалок «Мне снились...» и «Век» этот альбом много бы не потерял.
Но главное то, что именно на «Единочестве II» Шевчук заложил фундамент для своих будущих работ. «Ларек» с вкраплениями в духе французского шансона вырос в итоге в альбом «L’Echoppe», записанный с парижским композитором и аранжирощиков Константином Казанским. А женский этнический вокал Шевчук постоянно использует и поныне, хотя вместо ансамбля «Радуйся» теперь поет Алена Романова.
«Единочество» выходило в 2002-2003 годах на двух отдельных дисках. А сейчас альбом выпущен в рамках антологии «ДДТ» в одном диджипаке, включающем два CD и два буклета. Мастеринг издания выполнил столичный кудесник звука Евгений Гапеев. Песни с альбома годятся на все случаи жизни, ведь здесь нашлось место и Рождеству, и Пасхе, а особо дотошные порадуются упоминанию в одной из песен о Блоке, Толстом и Шагале.

Комментарии читателей Оставить комментарий