Десять лучших российских музыкальных альбомов 2015 года
Давно прогнозируемая некоторыми пессимистами от музыкальной критики смерть шоу-индустрии в очередной раз отложилась. В силе были, как и старички, так и молодые исполнители. Хоти обратить ваше внимание, что данная десятка субъективна, и мы принципиально не распределяем альбомы по «призовым» местам.
Адаптация «Цинга». Актюбинская «Адаптация» сменила состав и разродилась сильнейшей пластинкой. В новом альбоме «Цинга» по полной огребают, как правые, так и левые. С одной стороны, «с вами Господь и авианосцы», с другой - «либеральный фашизм», представители которого «покричат и, как всегда разойдутся». Ни с теми, ни с другими анархисту Ермену не по пути, поэтому он предупреждает: «Обходи стороной сходняки и парады, привыкай оставаться «человеком в пальто»». Слабости и малодушия здесь нет ни на йоту. Напротив, «когда под ногами земля стала кашей, я понял — мое место здесь! Я здесь не стану своим!» - это очень по-мужски и очень по-русски. Музыкальный ландшафт «Цинги», за который ответственен новый участник «Адаптации» Вадим Курылев, также не располагает к паническим настроением и деструктивным состояниям. Плотный и сокрушительный гитарный саунд менее всего ассоциируется с «кашей» и «грязью», о которых так много поется в свежих песнях. Там, где это действительно необходимо, обстановка разряжается тромбонными соло Александра Королева, атональными вальсирующими клавишами Вадима Курылева («Проза зимы») и детским хором девочек в песне «Империя наносит ответный удар». Ради эксперимента, попробуйте послушать «Империю» в наушниках, глядя на Кремлевскую стену, чтобы испытать весь спектр эмоций, в котором не останется места негативу в чистом виде.
СерьГа «Чистота». Диск может показаться излишне благостным лишь на первый взгляд. Тревога здесь тоже есть, она подразумевается, все время держится в уме, но как бы вынесена за скобки. На фоне разнообразных драматических событий нашего времени название первой же песни «Время готовить костер» может показаться угрожающим (синонимичным заглавию недавнего трека «Тараканов!» «Разжигай костры»). Однако, понятное дело, Галанин поет не о мести, а о способности согревать других и не принимать житейские неурядицы близко к сердцу («если ушел последний трамвай, ты к дому иди не спеша» и проч.). Особенно хорош ностальгический вальс «Чай с лимоном (Папе)», где совмещены два события: отъезд нынешнего Галанина на ночном поезде в Санкт-Петербург и путешествие с папой в Савастополь 50 лет назад. Для любящего сердца нет, ни времени, ни пространства, ни смерти и, путешествуя вместе с автором в глубины души, каждый имеет шанс обнаружить где-то далеко внутри искомую чистоту. А если одному странствовать не с руки, то вам поможет героиня песни «Матильда», неустанно работающая над улучшением демографической ситуации в стране, и прекрасная Юта, с которой Галанин исполнил заключительную песню альбома «Дверь на замке».
Дочь Монро и Кеннеди «Вне игры». В авторских треках альбома Светлана Чапурина тоже демонстративно ставит себя в позицию «вне игры». Обманчиво доверительная баллада «Чтобы», текст которой написан совместно с поэтессой Ингой Павловой обескураживает неприличной рифмой к слову «телебашня» и какой-то мазохистской идеализацией «стокгольмского синдрома». Кажется, Чапурина делает хорошую мину при плохой игре, и, что интересно, нам всем это импонирует. «Блюз» и «Романс» - полупародийная игра с соответствующими песенными формами. Складывается впечатление, что за смешными рифмами и стилизацией под салонную эстетику XIX века певица тщательно старается замаскировать свою неизбывную боль. Язвительный простонародный рок-н-ролл «Никогда» и напористые «Почтальоны», напротив, звучат на обнаженном нерве — и это лучшие номера альбома. В «Джедае» напряжение постепенно затухает, а «Театр» - своеобразный апогей вселенской игры, которая теперь уже разворачивается на подмостках. Жирная точка ставится в финальной «Я знаю» - душераздирающем признании певицы в собственном вечном аутсайдерстве (или, точнее, офсайдерстве).
Захар Прилепин и Элефанк «Охотник». Захар Прилепин — настоящий гедонист, умеющий радоваться даже совершенно обыденным вещам. Его художественные произведения отлично передают ощущение полноты жизни, а вот с музыкальным творчеством в этом плане до последнего времени было немного сложнее. Два предыдущих прилепинских альбома казались необязательными инди-забавами для своих. К третьей пластинке Захар развернулся во всю мощь, сумев привлечь к записи представителей трех поколений российской музыки — Константина Кинчева, Александра Ф. Скляра, Дмитрия Ревякина Виса Виталиса, Бранимира и др. В альбоме «Охотник» Прилепин демонстрирует умение отстаивать не только геополитические, но и метафизические рубежи. Рэп-перфоманс «Царь», написанный им в соавторстве с нижегородским священником Николаем Кокуриным (автором песен группы «Пилот» «Неродина» и «Молитва») остроумно обрисовывает отношение обывателей всех времен и народов ко Христу: дескать, какой же он Царь, если у него нет ни армии, ни свиты, ни гарема с невольницами? «Восемь бесконечных» - драматическое повествование о неистребимости смертных грехов, повязавших человека по рукам и ногам. Здесь Прилепину помогает Константин Кинчев, пропевший пламенную молитву к Творцу, без которого невозможно освободиться от губительных страстей.
Ю-Питер «Гудгора». Пластинке присущ вселенский масштаб — недаром начинается она с песни о Ное «Потоп», а заканчивается «Апокалиптической». Несмотря на трагизм поднимаемых тем, везде Вячеслав Бутусов оставляет надежду на возрождение и обновление. «Потоп» приносит ощущение свежести после летней грозы, а симфоническая кода в «Апокалиптической» напоминает о том, что и после конца света избранных ждет новоселье в Небесном Иерусалиме. Земное и небесное в альбоме тесно переплетено. Бутусов признается, что при работе над «Гудгорой» его более всего занимала идея отражения потусторонней иерархии в материальном мире. Рельефнее всего эта мысль выражена в «Реке небесной», где автор представляет нам оригинальную космогоническую модель: иной мир обволакивает Землю по кругу, как чудесный водоем, а мы находимся на самом дне. Тяга к планетарному мышлению не мешает Бутусову тонко подмечать мелочи и петь о низменных вещах. Речитатив в духе позднего «Мегаполиса» «Девочка-панк» посвящен проблемам переходного возраста дочерей певца.
The Matrixx «Резня в Асбесте». Асбест мог бы стать для лирического героя Самойлова надежным убежищем и последним пристанищем — родина все-таки. Но не тут то было. «Резня в Асбесте» выстроена по всем законом добротного триллера в духе Тарантино и Родригеса, с которыми надо постоянно держать ухо востро, ибо они непременно прибегнут в какой-то момент к троллингу. Пролог «Инцептионус» являет нам падающего с неба Денницу. Отличная предыстория для любого хоррора, но слушая, как мужской хор старательно выводит после каждого куплета слово «шлюха», поневоле усмехаешься. «Резня в Асбесте» кажется герметичной и самодостаточной пластинкой, которая совершенно не располагает к рассуждениям на тему, куда группа Глеба Самойлова будет двигаться дальше. Пока с нас достаточно того, что автор, не щадя себя, достаточно трепетно относится к слушателю и умело уравновешивает любую «жесть» спасительным «юмором висельника». В общем, добро пожаловать в «Асбест», ставший для Глеба Самолйлова неким синонимом «Города грехов». Оформление диска в стиле кровавого комикса подтверждает эту мысль.
Ворон Кутха «Архар». В мифологии и сказках северных народов Ворон Кутха считается олицетворением творческих сил мироздания. Лидер тульской группы «Ворон Кутха» Дмитрий Мулыгин тоже пытается расставить все на свои места. В мире, где минус поменяли на плюс, а слово «русский» стало ругательным, он напоминает о том, что «русскими величал-венчал нас Бог» («Бусинка») и успокаивает, мол, чтобы дожить до Светлого Христова Воскресенья, нужно пережить пятницу Распятия и последующие мытарства («Не гони...»). Мулыгин наследует башлачевской традиции, хотя его забористые песни более доступны для восприятия. Властный рокочущий баритон в духе Александра Чернецкого («Разные люди») и Дмитрия Сычева («Дом Кукол») неудержимо влечет за собой и инстинктивно вызывает доверие. Песни из «Архара» действуют, наподобие приливов и отливов, но в этой цикличности и амплитуде чувствуется какая-то всеобъемлющая самодостаточность.
НАИВ «Populism». «Populism» небезосновательно также сравнивают с одной из лучших пластинок группы «Оптом и в розницу». Готовя тот альбом 15 лет назад, тогдашний гитарист «НАИВа» Руслан Ступин передавал каждой песней музыкальный привет какой-то своей любимой группе. На сей раз задача усложнилась, и музыканты жонглируют уже стилями и эпохами. Приблюзованная «Другие» с соло на трубе от Мирзы Мирзоева посвящена спецслужбам, поэтому звучит как саундтрек к шпионскому боевику 60-70х. Воздушная «Вверх» - ностальгия по нью-вейвовым 80-м, на которые пришлось детство участников «НАИВа». Тяжкая дума о судьбах России «Тройка» представляет собой хитроумную конструкцию из ухарского панка, стилизации под псевдонародную «разлюли-малину», аллюзий на Гоголя и апелляций к группе «Ноль» («шишечки-иголочки» из «Песни о настоящем индейце»). Суховатые «Война» и «На пределе» - подарок любителям альтернативного саунда 90-х. «Populism» - тонкая и умная пластинка с массой цитат, гиперссылок и прочими «пасхальными яйцами» для понимающих. Жаль только, что далеко не все готовы взрослеть вместе с «НАИВом».
Юлия Степная «В городе Апреле». Юлия Степная — певица из Пензы, член Союза писателей, специалист по культурологии. От альбома «В городе Апреле» веет той же свежестью и непринужденностью, какой некогда веяло от первой пластинки Земфиры. Здесь те же приджазованные гитары, наивные партии электрооргана и милые образчики городской лирики. Альбом «В городе Апреле» дает исчерпывающее представление о даре певицы. Сюда вошли и стопроцентные хиты в электрических аранжировках («Белоснежным облаком», «Сто дорог»), и камерные излияния под гитару («Желание»), и виртуозно аранжированная нынешним гитаристом группы Tesla Boy Станиславом Астаховым «По-прежнему».
Ундервуд «Без берегов». На пластинке «Без берегов» «ундервудовцы» любовно возделывают собственную Вселенную. Размерами она может не превышать планету Маленького Принца, но зато только здесь Лев Толстой более всего озабочен проблемой зарядки телефона, римский папа призывает не «лайкать имя Господа всуе», а политически активные граждане фанатеют от песен группы «Глисты». Жизнь в таком социуме полна удивлений, иногда — неприятных. Одна из таких издержек описана в язвительной песне «Разведка с мудаками», где автор Максим Кучеренко ориентируется на внушительный литературный бэкграунд — от Высоцкого до Башлачева. Самая красивая песня альбома — ассоциативная «Сколько весит душа», которую можно поставить в один ряд с такими жемчужинами, как «Татьянин день» и «Мария и снег». Самая психологичная — дуэт с Нонной Гришаевой «Зая», в которой речь идет о расставшихся влюбленных, не могущих забыть о былом и подбадривающих друг друга в самые тяжелые моменты жизни. Про «заю» уже пели группы «Плед» и «Нервы», но именно «Ундервуду» удалось раскрыть недюжинный потенциал этого, казалось бы, пошлого гламурного термина.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А вы о музыке по названиям групп судите? Очень интересно...
Я, конечно, понимаю. Найти что то новое , в музыке, сегодня сложно. Но это же отстой какой то... Кто этот мудрец, что назначил их лучшими???
Кто против классики?
Похоронный марш лучшая музыка Эрэфии.
Вы посмотрите что за названия групп . Только что вылечены от геморроя, и следом подхватившие хламидиоз )))))))))))))
Что за состояние Тусовочной попсы - а - ля "Ночь живых мертвецов" (статья в КМ) "Как корабль назовешь так он и поплывет"
Если уж так предлагаю организовать группу под названием
" Помойка без берегов"
Хот бы постеснялись бы выставляться - то, Дауны...........
Лично мне хватает группы ПИКНИК...