Рэперы вытеснили рокеров с протестных митингов

16:09 28.09.2019 , Денис Ступников

Эпопея с участием российских музыкантов в протестных и оппозиционных митингах насчитывает почти 30-летнюю историю

Стоп-кадр с акции «Рок на баррикадах»

Ее отсчетной точкой стоит считать «августовский путч» 1991 года, когда рок-музыканты дружно вышли «на защиту демократии». Справедливости ради, надо заметить, что многие об этом потом люто пожалели. Среди них – лидер «Алисы» Константин Кинчев, чье выступление на баррикадах Белого дома красочно описано в романе Дмитрия Черного «Время вспять». «За защиту демократии» Кинчев получил медаль, которую сдал властям спустя несколько лет, протестуя против ввода войск в Чечню.

Но это будет потом, а  22 августа 1991 года «Алиса» поучаствовала в митинге-концерте у Белого дома «Рок на баррикадах». Вместе с ней выступали отборные силы московского рок-движения – «Машина времени», «Круиз», «Монгол Шуудан», «Моральный кодекс», «Коррозия металла» и «Круиз». В Питере состав участников аналогичного фестиваля на Дворцовой площади был гораздо более пестрым – от группы «НОМ» до Игоря Талькова.

В следующем 1992-м музыкантам стало реально не до политики. Стадионные концерты оказались рокерам не по плечу, а клубная индустрия только-только начала зарождаться. Новый всплеск протестного движения был связан с расстрелом того же Белого дома в октябре 1993 года. Кто бы мог подумать, что в авангарде музыкальной оппозиции окажется овеянный мифами Егор Летов – лидер распавшейся к тому времени «Гражданской Обороны». Его выступление осенью 1993 года с громкими заявлениями в эфире «Программы А» на РТР произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Создав движение «Русский прорыв» и возродив «ГО», Летов отправился в тур по России и Белоруссии с духовно близкими командами – «Черный Лукич», «Чернозем», «Инструкция по выживанию» и др. В октябре 1993-го «Гражданская Оборона» выступила у Дома Советов, а 1 мая 1994 года — на коммунистическом митинге у МГУ. Прямо на кузове грузовика Летов спел в мегафон под гитару три песни, посвятив свое выступление «героическим защитникам Дома Советов».

Вместе с писателем Эдуардом Лимоновым и философом Александром Дугиным Егор Летов создал знаменитую НБП, ныне пребывающую в списке запрещенных партий. Будучи обладателем партбилета за номером 4, Летов, тем не менее, деятельного участия в митингах не принимал, за что ему попенял Лимонов. «Бросается в глаза политическая наивность Егора, - возмущался Лимонов. – Сам он никакого конкретного участия в партийной работе никогда не принимал. «Лимонка» — для него, видите ли, «газета с очень маленьким тиражом». Егор, если бы ты помог нам наладить распространение газеты в Омске, тираж возрос бы минимум на 300 экземпляров. А там может и больше. Но как опуститься до черной работы в партии творцу Егору Летову!»

В начале нулевых Летов уже откровенно тяготился упоминаниями своего имени в «партийном» контексте. Тем не менее, он сыграл с близкими к НБП силами на митинге-концерте «Рок против диктатуры» 1 мая 2003 года на Лубянской площади, организованном КПРФ. Состав участников однородностью не отличался: это были как политизированные «Эшелон», «Запрещенные барабанщики» и та же «ГО», так и «безыдейные» «Ман.Ка», «Палата Люкс», «Фантастика», «Отрава». Но все-таки это был рок, хотя и Sixtynine балансировали между роком и рэпом.

Однако такого пестрого состава, как в концерте-митинге в поддержку НТВ 31 мая 2001 года на Пушкинской площади, не было, пожалуй, в Москве нигде и никогда. Судите сами – эстрадная дива Людмила Гурченко преспокойно соседствовала здесь со стеб-рокерами «Манго Манго», а интеллигентный Валерий Сюткин – с актерами сериала «Улицы разбитых фонарей». Все это затевалось ради того, чтобы поддержать заладевший каналом холдинг банкира Гусинского «Медиа-мост», против которого было возбуждено уголовное дело, отмечает РБК.

В «тучные» нулевые протестная линия в рок-музыке практически сошла на нет. Лишь в 2010-м музыканты разделились на два лагеря в ситуации с уничтожением Химкинского леса из-за строительства платной дороги. Против этой идеи резко выступили, например, «ДДТ», а вот Сергей Шнуров, напротив, выпустил язвительную песню Химкинский лес. Была организована группа «Движение в защиту Химкинского леса», которая 22 августа 2010 года провела митинг в защиту леса. Поскольку концерт не был согласован властями и машину с музыкальной аппаратурой не пропустили на площадь, лидер группы ДДТ Юрий Шевчук спел под гитару пять песен в мегафон. Группа «Барто» выступить не смогла, но ее вокалистка Мария Любичева прочитала текст песни «Готов», за что потом была обвинена в экстремизме.

Генеалогия нынешнего протестного движения музыкантов восходит к народным выступлениям против фальсификаций выборов на Болотной площади 4 февраля 2012 года. По приблизительным оценкам, пришло от 34 тыс. до 120 тыс. человек, а за музыкальную часть отвечала группа ветеранов ВДВ «Свободный десант» и Юрий Шевчук. Долго на сцене, правда,  продержаться никому не удалось из-за мороза в минус 15 градусов.

А вот «Марш миллионов» 12 июня того года собрал всего 18 тыс. человек, зато увенчался мощным концертом на площади Академика Сахарова, где сыграли Глеб Самойлов & The Matrixx, Сергей Попов из группы «Алиби», группа Louna. Noize MC, выступивший на митинге вместе с группой «РадиоЧача», после «Марша миллионов» в интервью он рассказал, что был разочарован, поэтому больше в подобных акциях ну участвовал.

Из других массовых протестных акций с весомым музыкальным составом стоит также выделить митинг-концерт в поддержку Навального, избиравшегося в мэры Москвы в 2013 году. Акция собрала от 2 тыс. до 15 тыс. человек и включала выступления групп Motorama, «Несчастный случай», «Танцы минус» и «Ляпис Трубецкой». Потом все музыканты клялись и божились, что выступали бесплатно…

В 2019-м протестные акции шли одна за другой (митинг в поддержку Рунета, концерт за Ивана Голунова, митинг за независимых кандидатов в Мосгордуму). Однако среди  музыкантов-участников наметился явный крен в сторону рэпа- IC3PEAK, Face, «Кровосток». Лишь 12 июня на митинге в поддержку Голунова, наряду с рэпером Face, сыграли «Машина времени» и «Порнофильмы». Хорошо это или плохо, покажет время.
 

Комментарии читателей
30.09.2019, 07:59
Гость: Ейбогус -позвольте поправить/уточнить.

Изначально,
Рок мьюзик как раз антилиберальная.Она родилась как раз,когда либерализм набирал силу на западе,конец50гг,начало 60гг.
К слову,никак не согласен с очернением Вити Цоя. Тут мелькает это в коментах. Он как раз был рок музыкантом,мб.единственным в ссср.
"Мы хотим перемен"-вобщем,простенькая песенка юноши,все хотят перемен,когда им 25,и ,как нередко бывает,её смысл искажен позже комсоргами и пр (непечатно) оборотнями.
.Так,в прошлом,Гитлер искажал смыслы Ницше,чтоб подвести базис под свои каннибальские порывы.
Как писал поэт-"нам не дано предугадать,как наше слово отзовется".
Но художник сказать это слово обязан.

29.09.2019, 14:35
Гость: Трезвый

вывод. Булыжник оружие пролетариата,а рок музыка-либералов. Настоящая классовая борьба очень тяжелая и опасная вещь и тут не до балаган-шоу. Настоящая революция,как и война, без жертв не бывает. Не нужно мандраж проплаченных либералов и левых,правых маргиналов принимать за народный протест. Он не опасен властям и по факту обычный выпуск клапана недовольства под управлением властей.

29.09.2019, 12:20
Гость: ser

Элементарно, разная целевая аудитория. Русский рок изначально был ориентирован на думающую аудиторию, а навальчата этого не умеют, они слушают то, что для них приготовят, разжуют и в уши затолкают.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.