Свободный полет «Нежно»

Борис Пастернак определял суть настоящего творца как «времени заложник у вечности в плену». С вечностью московская группа «Свободный полет» вела напряженный диалог в своем предыдущем альбоме — музыкальном триптихе «Вечность» (2019). А с нашим неверным и зыбким временем, норовящим в любой момент подставить подножку, коллектив разбирается в своей новой пластинке «Нежно».
Одна из главных проблем современного человека— нежелание углубляться в подлинную суть вещей — обозначена в начале первой же песни «Перегруз». «Перегруженные смыслом песни нам не приносите», - эти слова однажды услышал от одного из радиоредакторов питерский рок-бард Михаил Башаков, записавший ранее со «Свободным полетом» песню «Музыкант». В «Перегрузе» эта претензия обыгрывается с изрядной долей юмора: дескать, и Монтень нам не нужен, и Флоренского давно пора спихнуть с корабля современности…
Вопреки названию, «Перегруз» и по тексту, и по музыке льется легко и непринужденно. Ни в этой песне, ни во всем альбоме в целом «Свободный полет» принципиально не использует перегруженных инструментов. Несмотря на это, гитара Сергея Пахотина и альт-саксофон приглашенного для записи этой вещи Евгения Игнатова («LIVER BAND») звучат весьма забористо. А фраза про форматную музыку «чтобы девушке в машине было краситься приятно» еще аукнется под занавес альбома в песне «Потеряшка».
Заглавная песня «Нежно» помогает понять, чего ждать от альбома в целом. Неудача героя на поприще раскрутки своих песен с лихвой искупается общением с любимыми и любящими людьми, что подчеркнуто аранжировкой в стиле боссановы и флейтой легендарного Олега Сакмарова, известного по участию в группах «Наутилус Помпилиус» и «Аквариум».
В песне же «Родная» без сожаления говорится о жизненных потерях. Да, это репортаж с места личной катастрофы, но апеллируя к стихотворению Андрея Вознесенского «Пожар в Архитектурном институте», лидер «Свободного полета» Илья Полежаев дает понять, что пепелище — отнюдь не крах всех надежд, а точка отсчета чего-то нового. Блюзовая гармошка Бориса Плотникова (Евгений Маргулис, Михаил Башаков) — воплощенный голос обаятельного рок-раздолбая, неизменно встречающего жизненные трудности с безмятежной улыбкой на лице.
Судя по украшенной проникновенным дудуком Виталия Погосяна («Дудук бэнд», Максим Леонидов) «Осени», недопонимание с любимой и ненастье за окном заботят героя альбома гораздо сильнее любых бытовых неурядиц. Примерно о том же и «Гарсонка» - посвящение еще одному компаньону «Свободного полета» по дуэтам Евгению Маргулису, в чем-то перекликающаяся с его песней «Когда ты уйдешь». Но герою альбома, судя по всему, не «в кайф быть холостым» - и в «Поехали» под залихватскую мелодию а ля рюс он везет на тройке с бубенцами любимую под венец.
Казалось бы, гармония достигнута. Тем не менее, в альбоме еще остается пара важных посланий для тех, кто пока в поиске своего идеала. Песня «Потеряшка» адресована поверхностным, но требовательным барышням — тем самым, которым под незатейливые песенки в «машине краситься приятно». Рок-музыканты горазды обвинять таких капризных особ во всех смертных грехах под неряшливую и стремительную музыку. Однако Илья Полежаев выбирает созидательный путь, создавая проникнутую искренним сочувствием 12-минутную балладу с двухминутным вступлением на трубе Александра Дитковского («Квартал», «Машина Времени»). Авось, та, кто дослушает до конца и проникнется посылом «Потеряшки», перестанет быть таковой.
Финальная «Попробуй» - это фактически ответ на первую песню «Перегруз». Только теперь вместо беззлобной насмешки над прагматичным радиомагнатом герой дает дельный совет уже самому себе: «Попробуй содержательно молчать». Это самая сокровенная песня альбома, заготовку к которой Илья Полежаев написал лет 20 назад. Слушая ее, четко ощущаешь, как присутствуешь при некоем таинстве, когда исполнитель передает тебе частичку обретенного Счастья.
Комментарии читателей Оставить комментарий