Алексей Круглов и Круглый бэнд «Друзья-однополчане»

Близится День Победы. А это значит, что отовсюду будет звучать привычный арсенал песен из и о Великой Отечественной с примерно одинаковой манерой исполнения (и это еще ладно, если их не испортит незрелый молодняк с недостатком травматического опыта, такта и деликатности!). Традиции — это прекрасно, важно и нужно. Но восприятие замыливаются, эмоции стираются, а предсказуемость притупляет чувство трагизма.
Один из вариантов решения предложил фри-джазовый саксофонист Алексей Круглов со своим «Круглым-бэндом». Не надо бояться приставки «фри-» и понятия «авангард». Круглов — не просто музыкант с огромным багажом (его дискография бьет все рекорды), но и человек с прочным мировоззренческим фундаментом. Испортить эти произведения он не мог априори, а вот взглянуть на них с другой стороны вместе с «друзьями-однополчанами» у него получилось.
Когда говорят о войне, часто употребляют такие слова, как «преодолеть», «стиснуть зубы», «взять волю в кулак». И далеко не в все задумываются, что раз так, то есть, что преодолевать, из-за чего стискивать и что брать. Впрочем нет — совсем недавно мы побывали в ситуации, когда строки «вставай на смертный бой» оказываются пугающей реальностью и обращаются в том числе и к нам. Что испытали мы в первые моменты: замешательство, страх, протест, отрицание?
Вот и «Круглый бэнд» «Священную войну» играет так же. Саксофон Алексея Круглова будто продирается сквозь сомнения, через рассыпающиеся ударные Петра Ившина, предельно далекие от мобилизующего маршевого ритма. «Вечер на рейде» выглядит так, будто приказ буквально выдергивает матроса с танцплощадки, где он кружился под густое фортепиано в объятиях своей невесты. «Случайный вальс» - это не более, чем его сон на передовой об этой мимолетной встрече (сомнамбулический вибрафон Владимира Голоухова косвенно подтверждает эту мысль).
«Катюша» балансирует на кромке боя. «Песенка девичья» вовсе не весела, хотя и не лишена веры в нашу Победу. Чувствуется опыт потерь — и они действительно накрывают по полной программе в таких композициях, как «Огонек» и «В лесу прифронтовом». Апогей сражений - «На безымянной высоте», где в лихой мясорубке лишь под конец дело доходит до выплетания основной мелодии. «Темная ночь» будто бы проступает сквозь страдания неимоверной силы — а как еще выковать такую веру, чтобы «от пули хранила»? Пение «Соловьев» почти не прорывается через грохот канонады. Саксофон Алекксея Круглова, звучащий «В землянке», как бы превращается в языки огня, напитывающие продрогшего бойца если не такой верой, то силами выдержать еще одно решающее сражение. И в финале номера мелодия уже становится его несокрушимой сутью.
«Где же вы теперь, друзья однополчане?» - воспоминание под с трудом сглатываемый комок в горле без надежды на ответ. В «Бери шинель, пошли домой» триумфальное возвращение с войны кажется чересчур поспещным — и в этом опять же поразительная достоверность: оглушенные войной герои вряд ли думали в этот момент об осанке…
Альбом, естественно, сугубо инструментальный. То есть — тот случай, когда нет слов — одни эмоции. Эмоции, которые надлежит одолеть во имя более необходимого, высокого и важного.
Комментарии читателей Оставить комментарий