НОМ «Воздух общий»

Группа «НОМ» позиционирует свой новый альбом как жирную черту под своей 35-летней историей и пролог к чему-то новому. Надо полагать, многие отнесутся к этому утверждению скептически и примутся вспоминать русские пословицы: либо «старую собаку новым фокусам не научишь», либо «старый конь бороды не испортит». Думается, перезагрузка «НОМа» может носить вынужденный характер, потому что большинство его участников к настоящему моменту разъехались по разным городам и даже странам.
Так что правильнее всего будет рассматривать «Воздух общий» в ретроспективном аспекте, вспоминая при его прослушивании разные периоды существования творчества группы «НОМ». Вот скопище вечно недовольных персонажей из ранних пластинок 80-90х в ворчливой «ВП (Возле параши)», заодно похожей и на «Я себя контролирую» из вершинной и относительно недавней «номовской» пластинки «Семеро смертных». Вот переписанные заново «Подшиток» и «Ты ушла» с диска 2009-го «Превыше всего». Вот визитная карточка «НОМ» «7%» на английском (комментарии излишни). Вот грубое и зооморфное «Стадо» очень похожее на материал альбома «В мире животных» (2013), по поводу которого, помнится, говорили, что «НОМ» явно перегнул палку, издеваясь над всеми и вся.
То же самое твердят сейчас и и «Воздухе общем», словно забыв, что «НОМ» еще и не такое способен. Безусловно, скабрезности из таких вещей, как «ВП» и «Песенка для мужчин» - не для детских ушей, но чего еще можно было ожидать от мастеров раблезианского гротеска да еще и в столь тревожные времена? К тому же впечатления от брутальных текстов неизменно скрашиваются благодаря ностальгическим аранжировкам в духе серфа и старого доброго рок-н-ролла. «Михал Иваныч» вообще звучит как разнузданный водевильный номер. Но здесь как раз обратный случай, когда музыкальная подача усиливает воздействие на слушателя саркастическом тексте об иллюзии, будто бы уход не устраивающего тебя политического лидера может автоматически решить все твои личные проблемы.
Политических реалий вообще в альбоме немало. Это, конечно, не «Оттепель», но в «Эмигрант сонг» предлагается едкая карикатура на покинувших страну в призрачных поисках лучшей доли соотечественниках, а «Азбука» простым перечислением слов в алфавитном порядке разоблачает журналистов и одиозных блогеров, умеющих подавать в негативном ключе любую — даже самую нейтральную — информацию.
«Азбука», как и советский антимилитаристский гимн Пахмутовой-Добронравова «Пока не поздно» отсылают еще к одному важному пласту в творчестве «НОМ» - саунду а ля группа Laibach. Подобные аллюзии тоже позволяют отнестись к этому альбому серьезно и провести его по ведомству «весело и страшно». Да и фотография великолепного рязанского пейзажа на обложке вызывает такие же смешанные чувства: эстетическое удовольствие и страх все это потерять в случае гипотетической ядерной войны. Но все же маленькое облачко в виде ослика из стилизованных букв НОМ помогают не терять присутствия духа и остатков чувства юмора.
Комментарии читателей Оставить комментарий