QUEENtet Сергея Мазаева «Анатолий Лядов» (СD + винил)

Имя русского академического композитора Анатолия Лядова вовсе не на слуху. Между тем, он на очень серьезном уровне занимался адаптацией русского фольклора и в чем-то даже превзошел великих «народников» Модеста Мусоргского и Николая Римского-Корсакова. Правда, работал Анатолий Лядов медленно и основательно, оставив после себя мало произведений крупной формы. Может быть, поэтому к его творчеству апеллируют сегодня не так часто, как он того заслуживает
Анатолий Лядов обычно проводил лето в родной усадьбе Полыновке и насыщался там произведениями устного народного творчества. В результате на рубеже веков появился цикл «Восемь русских народных песен. Обработка для оркестра». Также Лядов известен как автор симфонических поэм «Баба Яга» и «Кикимора». Все эти произведения QUEENtet Сергея Мазаева включил в свой новый альбом с лаконичным названием «Анатолий Лядов».
Сергей Мазаев обращался в своем творчестве к славянской теме редко, да метко. В альбоме его группы «Моральный кодекс» (2007) опубликована современная стилизация под русскую народную песню «Ясный сокол». А в репертуаре Оркестра Сергея Мазаева есть уже советская стилизация «Ой, ты рожь» Александра Долуханяна и Антона Пришельца. Произведения Анатолия Лядова QUEENtet Сергея Мазаева исполняет в переложении для кларнета двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса Сергея Гейера, выступившего также аранжировщиком альбома.
За 24 минуты, пока длится эта запись слушатель успевает проследить за всеми прихотливыми извивами русской души, получившей свое наиболее полное воплощение в русских народных песнях. Лядов не делал упор на конкретике переработанных песен, назвав свои произведения по жанровому принципу. Это близко самому Сергею Мазаеву, который не перегружает релизы своих академических проектов избыточной текстовой информацией.
«Духовный стих» - начало пути к тому, что выше и больше человека, ощущение своих внутренних запуток и стремление развязать эти узлы. «Коляда-Маляда» - торжество народной обрядовой стихии, попытка забыть о проблемах в разгульной архаике. «Протяжная» - извечная тоска русского человека по идеалу. «Шуточная» - отдушина в прибаутках и соленом деревенском юморе. «Баллада о птицах» - сложная и серьезная вещь на стыке звукоподражаний птичьему пению и мифологических представлений о птице как символе человеческой души. «Колыбельная» - не столько попытка усыпить чадо, сколько заговорить его от смерти. «Плясовая» - безудержное веселье с отзвуками «Камаринской». «Хороводная» - торжество солнечной силы и соборного единства.
Симфонические поэмы более глубоко отражают мифологические представления славян. «Баба-Яга» изображает сказочную старуху в ее родной лесной стихии, но прогулка по чащобе заканчивается стремительным полетом в ступе. «Кикимора» - самое крупное и контрастное произведение альбома, в котором лирическая печаль демонической женщины о своем уродстве (в старину кикимор считали жертвами аборта и алкогольных увлечений незадачливых матерей) сменяется проявлением ее смертельной злобы на весь мир.
Как и все остальные релизы Сергея Мазаева, альбом «Анатолий Лядов» издан на виниле и CD. Слушатель волен выбирать сам, в каком из форматов ему слушать эти произведения, но симфонические поэмы, конечно, полнее раскрываются на пластинке. Заметим лишь, что фраза Лядова «мой идеал — найти в искусстве неземное» опубликована только на обложке CD-релиза. Но зато оба варианта издания включают в себя изображение Жар-Птицы, балет о которой собирался, но так и не успел написать композитор.
Комментарии читателей Оставить комментарий