Паша КлещЪ «Все»

Паша КлещЪ (Павел Клищенко) долгое время был известен как подвижник, помогавший андеграундным музыкантам. Он работал издателей Егора Летова в «ХОР Рекордс», основал с Алесом Валединским издательство «Выргород» (которое и выпустило этот диск), вписывал у себя в Южном Измайлово Егора Летова, Ермена «Анти» Ержанова и других культовых музыкантов. Теперь Ермен написал сопроводительную статью к данному изданию.
Свои песни КлещЪ тоже писал постоянно, но как-то стеснялся их исполнять, а уж тем более — продвигать, а выступал он чаще на разогреве у друзей, которые, опять же, настаивали на этом. Поэтому после него не осталось доведенных до ума студийных альбомов. Но есть зафиксированные концертные сеты, систематизацией и обнародованием которых наконец-то и занялся «Выргород».
Первый диск с исчерпывающим названием «Всё» содержит фрагменты наиболее показательных акустик Клеща. Самым удачным из них они считал рязанскую акустику 1996 года, из которой здесь представлена только одна песня - «Медсестра Кораблева». Сомнамбулический репортаж из воображаемой психбольницы снабжен здесь второй — психоделической — гитарой. Песня по праву считается одной из визитных карточек Клеща, Ермен Анти обещает когда-нибудь непременно записать ее кавер-версию.
Львиную долю диска занимает запись с творческого вечера Паши Клеща в московском клубе «Факел» 15 января 2006 года. Во «Вступлении» певец с гордостью представляет свою новую гитару, которую давно порывался купить и обескураженно сообщает, что недавно журнал «Rolling Stone» нарек его панком и «бардом из Пензы», что совершенно не соответствует истине. Ментально КлещЪ и впрямь находится где-то между Москвой и Актюбинском, что и нашло прямое отражение даже в текстах его песен. Ощутимо влияние Александра Непомнящего, особенно в песнях «Назло» и «Плясовая» (правда, они не из этого сета). «Никогда не умирай» он посвящает Александру Непомнящему, не забывая добавить, что мистическим образом написал это обращение к соратнику за день до того, как узнал о том, что ковровский рок-бард болен глиобластомой.
В песнях Клеща сильно ощущение полета, в который герои срываются из последних сил с изрядно потрепанными и даже сломанными крыльями. Воспаряя к Творцу, они при этом не откатываются до конца от своей самости и зачастую считают необходимость послушания себе в тягость. Горечь — неотъемлемый спутник Паши Клеща, и абстрагироваться от нее он не может даже в посвящении своей маленькой дочке «Колыбельная для Алисы».
Интерес для дотошных архивариусов представляют размещенные в сборнике ранние песни Клеща. Некоторые из них сочинены не без влияния Виктора Цоя — например, в синтаксисе «Я повернул выключатель» прочитывается «Транквилизатор». В «Вырвало» же Клищенко вдоволь куражится над поп-хитами тех лет от «Технологии», Богдана Титомира и «Комбинации» («Бухгалтер, милый мой бухгалтер — меня вырвало в твой бюстгальтер»). О прочем стоит поговорить при анализе следующего диска Клеща - «Остальное».
Комментарии читателей Оставить комментарий