Пикник «Один на один»

«Хорошему человеку в городе делать нечего». Эту фразу Эдмунд Шклярский обронил применительно к песне «Город не носит лапти» из нового альбома «Пикника» «Один на один». Так или иначе, во всех песнях пластинки герой остается один на один с городом — той страшной силой из фильма Алексея Балабанова «Брат». Это противоборство невозможно без обоюдных потерь, но иногда все же в смертельной схватке удается воспроизвести нечто большее.
В заглавной песне «Один на один» изображено состязание с ветром, который может символизировать недружелюбную силу современного мегаполиса (вспомним, например примерно на ту же тему песню «Ветры лестниц» земляков «Пикника» из Tequilajazzz). Городские пейзажи в альбоме неизменно таят в себе опасность — показательна в этом плане песня «Вдоль по улице по бесстыжей», где последние мечтания горожан иссякают где-то в темных оскаленных проулках.
Герой альбома — привычный для группы «Пикник» бродяга без гроша в кармане, потерявший даже свое имя, потому что отныне все кличут его Оторви и Брось. В город он, судя по всему, прибыл из глухой «дерёвни», чтобы попытаться взобраться повыше по карьерной лестнице. Идя по трупам, он рискует превратиться в «прохвоста» похуже авантюриста Жоржа Дюруа из романа Ги де Мопассана «Милый друг». Но все же что-то его в последний момент останавливает. Возможно — незавидная участь королей («Пурпурный миром правит»), которых зачастую ждет кубок с ядом, поэтому и завидовать тут нечему. Конечно, можно строить из себя невесть кого, играя чужие роли, как это происходит в песне «Маски», но в финале побеждает тот, кто сохранил истинное лицо.
А вот женщинам не всегда удается сбросить маску, поэтому стервозная кокетка из песни «Турандот» множит коллецию низверженных женихов. В фигуральном смысле она их обезглавливает. Здесь Эдмунд Шклярский использует цитату из «Иван Васильевич» меняет профессию Леонида Гайдая: «Головы им отрубят — и всего делов». Кстати, этот фильма так же, как и альбом, по сути, посвящен трагедии далекого от цивилизации человека, которого пытается сломать мегаполис.
Отдавая дань мифологии города, «Пикник» активно экспериментирует в альбоме «Один на один» с жанрами, которые как раз и были связаны в свое время с бурным ростом урбанистики. «Гитары тихие рыдания» - стилизация под городской романс с партиями «по-цыгански» звучащей гитары. Легко представить себе эту вещь звучащей с граммофонной пластинки у какой-нибудь душечки из мещанских слоев чуть более ста лет тому назад. А «Гитары тихие рыдания» с доминирующей партией клавесина Станислава Шклярского — блестящий образчик куртуазного барокко. Посыл этой песни о том, что в минуты бед важно опираться на что-то нематериальное, видимо, является для альбома ключевым, потому что на развороте диджипака начертана цитата именно из нее. Сам же альбом оформлен в духе сюрреалиста де Кирико и импрессиониста Чюрлениса: человечек на стуле отодвигает рукой высящийся на холме дом, предпочитая ему естественный пейзаж.
Спасение в альбоме несет и обращение к подлинным чувствам: в «Ничего, ничего не бойся!» нам показывают, как стряхивать с себя проблемы и страхи минувшего дня, а в «Ой, ты Солнце, закатись» поет практически народную песню сама живая душа, находящая очищение в славлении Бога и покаянии («песни петь и плакати»). Вновь «Пикнику» удалось выпустить очень яркий и интригующий альбом, прокладывающий путь из лабиринтов подсознания к свету.
Комментарии читателей Оставить комментарий