Архитектурная съемка

Фотографировать архитектурные сооружения приходилось практически всем, кто когда-либо держал в руках фотоаппарат. Будучи заброшенным судьбой в новые районы родной страны или даже мира, каждый хочет сохранить на снимках красоту и оригинальность увиденных дворцов, замков, соборов, площадей да и просто улиц, а потом, рассказывая друзьям и близким о своей поездке, показать пару-тройку эффектных фото. Вот только не всегда эти самые фото выходят эффектными. И сейчас в этой статье мы попробуем объяснить некоторые основные приемы съемки архитектуры, с помощью которых можно получать фотографии, за которые не будет стыдно перед друзьями и архитекторами, создавшими чудесные памятники. Начнем свое описание стандартно - с рекомендаций по выбору аппаратуры. Фотографировать архитектуру можно практически всем, исключая, может быть, аппараты, гордо именуемые полными автоматами (проще "мыльницами"), которые не имеют сменной оптики. Не то, чтобы они совсем не подойдут, но получить с их помощью приличный кадр в этом жанре фотоискусства будет непросто (почему это так - станет понятно по мере прочтения статьи). Что касается тех, кто уже не принадлежит к "фоточайникам", то им можно посоветовать 35-мм зеркалку или, если нужны большие увеличения, среднеформатную аппаратуру типа PENTAX 645, PENTAX 67, BRONICA, КИЕВ 88. Тем же, кто решит заниматься съемкой архитектуры профессионально, потребуются карданные камеры типа LINHOF, SINAR, CAMBO, но только если вы действительно решили заняться этим жанром серьезно, иначе аппарат и не окупит себя, и не принесет удовольствия от самого процесса съемки. Для серьезной работы и камера нужна серьезная. Теперь несколько слов о применяемой оптике. Набор в общем-то стандартен: длиннофокусный объектив, широкоугольник, штатник, но их применение затруднено разными обстоятельствами - или все здание "не лезет", как в случае применения штатника или длиннофокусника, или, что еще хуже, искажаются вертикали здания (стены начинают вверху сходится и здание получается как бы падающим от зрителя, "заваливается"), как в случае применения широкоугольника. Исходя из всего этого, набор применяемой оптики необходимо дополнить шифт-объективом, то есть объективом с подвижной оптической осью, что позволяет добиться положения плоскости пленки параллельно плоскости снимаемого объекта и тем самым убрать "завал". Замечу, что в карданных камерах с целью уничтожения этого эффекта "пизанской башни" передняя и задняя стенка, на которой собственно и крепится пленка, сделаны подвижными. Но даже наличие самой лучшей современнейшей аппаратуры не гарантирует великолепных кадров, и дело вовсе не в неправильно установленной выдержке или в неправильно выбранном типе пленки. Для того, чтобы качественно снимать архитектуру, необходимо знать и чувствовать, что хотели донести до зрителя зодчие, нужно увидеть гармонию каменных, деревянных или кирпичных стен. Надо полюбить и узнать архитектуру, изучить ее историю и ее основные законы. Одним из основополагающих принципов съемки архитектуры является требование как можно точнее передать дух здания, дух людей, строивших его и вложивших в него все физические и душевные силы, и в зависимости от того, какая была эпоха, какой народ строил, такой по настроению и композиции надо сделать и фотографию. Например, так, как это сделано на фото 1, где изображен Тобольский кремль, возвышающийся своей властной мощью над всем пространством Западной Сибири. Понятно, что большинство людей занимается съемкой во время путешествий, отпусков, и времени все посмотреть, обдумать и сделать аккуратный кадр часто не бывает, иногда невозможно даже вернуться на то же место, но тем не менее хотелось бы сказать - попробуйте подойти к съемке творчески и не делайте типовых пустых кадров. Еще один принцип архитектурной съемки - "не искази", поэтому старайтесь применять объективы с небольшой кривизной передней линзы. Как правило, это штатники или длиннофокусники, широкоугольниками же надо пользоваться очень осторожно, тщательно выбирая точку съемки. Приучите себя снимать архитектуру со штатива, во-первых, при фотографировании архитектуры требуются маленькие диафрагмы и, следовательно, большие выдержки, во-вторых, большие камеры просто тяжело удержать. Кроме того, съемку архитектуры следует вести при боковом освещение, которое выявляет объемы и формы зданий (фото 5) и фактуру материала. Такое бывает утром или вечером, что тоже накладывает ограничения на выдержки (фото 3). И поэтому сейчас самое время поговорить про правильное экспонирование пленки при съемке зданий, построенных из различных материалов. Те, кто ездил по территории России, видели, что строительным материалом может служить и дерево, и валуны, и кирпич - в зависимости от местности, и для фотографа важно знать, как каждый из материалов получится на пленке и как его снимать, чтобы наиболее точно передать на фотографии его структуру и цвет. Особенно это важно для фотографов, работающих с обращаемой пленкой (слайдовой), которая очень чувствительна к экспозиционным ошибкам и может существенным образом исказить реальность. Экспозиция при съемке архитектуры сильно зависит от времени года, освещения и окружения здания. Так, при съемке летом в пасмурную погоду белокаменных или побеленных зданий в зеленом окружении нужно снимать так, чтобы зелень не выглядела слишком темной, то есть экспозицию надо определять по зеленой массе. А вот при ярком солнце при съемке тех же белых зданий экспозицию уже требуется определять по самому зданию, чтобы не пропали мелкие детали отделки фасада, но при этом надо помнить, что небо и зелень при этом будут темнее, чем на самом деле. Что же касается деревянных, краснокирпичных и построек из валунов, то в пасмурную погоду замер экспозиции проводится по самому зданию, а в яркую солнечную - достаточно замера средней освещенности. При фотографировании зданий, располагающихся в городах, обычной проблемой становятся столбы, провода и другие предметы, абсолютно не относящиеся к архитектурному шедевру. В этом случае можно посоветовать только одно - если не можете вывести из кадра все эти промышленно-бытовые элементы, то хотя бы постарайтесь разместить их композиционно правильно и таким образом, чтобы они не закрывали снимаемое здание и не отвлекали внимание зрителя от основного объекта съемки. И наверное сейчас пришло время сказать несколько слов о сочетании архитектуры с пейзажем. Дело в том, что местоположение каждого храма, монастыря или дворца выбиралось долго и тщательно, каждое здание буквально вписывалось в окружение. Отсюда сразу следует, что и снимать архитектуру без пейзажа - это то же самое, что снимать портрет без человека. Таким образом, постарайтесь найти такую точку съемки и время, когда снимаемый объект наиболее тесно "связан" с окружающим пейзажем и наиболее полно отражены характерные черты именно этого здания (фото 2). Не отрывайте архитектуру от пейзажа! Вот для начала и все, что можно сказать о съемке архитектуры. В завершение хочется сказать, что если фотография красива, то все стадии фотографического процесса выполнены правильно. Обзор подготовил Сергей Чуксин. Фотографии Александра Розанова
Комментарии читателей Оставить комментарий