]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → → Наука
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Стартует сотый «Шаттл»

20:29 5.10.2000
Стартует сотый «Шаттл»
Стартует сотый «Шаттл»

5 октября 2000 года должен состояться юбилейный - сотый - старт корабля «Спейс Шаттл». В этой статье предлагаем вниманию читателей краткий обзор этой космической программы.

Позавчера, 4 октября 2000 года, Россия отмечала День Военно-Космических Сил и одновременно 23-летие со дня полета первого искусственного спутника Земли. А 5 октября 2000 года Соединенные Штаты Америки собираются осуществить юбилейный - сотый - запуск на орбиту космического корабля многоразового использования системы «Спейс Шаттл» (в последний момент стало известно, что старт отложен из-за неполадок в топливном баке). Я надеюсь, что читатели хорошо знакомы с историей отечественной космонавтики (достижения СССР в этой области всегда были особым предметом гордости), а вот история астронавтики США гражданам «1/6 части суши» известна, наверное, немного хуже. Поэтому я не буду в этой статье рассматривать подробности старта 57 года, а дам небольшой обзор программы «Спейс Шаттл».

26 июля 1971 года NASA подписало контракт с одним из подразделений фирмы Rockwell на разработку, постройку и оценочные испытания орбитального модуля (т.е. самого корабля). Ранее, 31 марта 1972 года, с другим подразделением той же компании был заключен договор на разработку главного двигателя «Шаттла». Разработка внешнего топливного бака и твердотопливных стартовых ускорителей были заказаны соответственно в 1973 и 1974 году двум другим компаниям.

Первый орбитальный модуль «Энтерпрайз» был завершен 17 сентября 1976 года. 31 января 1977 года NASA приступило к его летно-посадочным испытаниям, которые заняли около 9 месяцев. За эти 9 месяцев было подтверждено, что летные характеристики корабля весьма хороши, он способен совершать планирующие полеты в земной атмосфере и мягкую посадку. 13 марта 1978 года, на другой авиабазе, была начата программа вибрационных испытаний корабля, которая продолжалась около года. Затем последовали другие тесты и испытания.

«Энтерпрайз» так и не полетел в космос, остался тестовым кораблем. Он участвовал в различных выставках (в том числе в Парижском Авиакосмическом шоу в 1983 году), использовался в качестве тренажера для астронавтов, а в 1985 году передан Смитсониановскому институту. Фактически, «списан в музей».

Второй построенный корабль - «Колумбия» - совершил первый полет в космос 12 апреля 1981 года, с двумя астронавтами на борту. Это были Джон Янг и Роберт Криппен.

Всего по программе «Спейс Шаттл» было построено 6 кораблей. В строю находятся четыре «шаттла»: «Атлантис», «Колумбия», «Дискавери» и «Индевор». Пятый летавший в космос корабль - «Челленджер» - погиб 28 января 1986 года, унеся жизни 7 астронавтов (кстати, это была единственная катастрофа за все без малого 20 лет эксплуатации «шаттлов»). Уже упоминавшийся «Энтерпрайз» был испытательным кораблем. С натяжкой в это число можно включить и «Патфайндера» - стальную конструкцию, близкую по массе, размерам и форме к орбитальному модулю. «Патфайндер» использовался для исследования возможности транспортировки «шаттлов» обычными самолетами.

Первый полет «Колумбии», как уже упоминалось, состоялся 12 апреля 1981 года после всего-навсего четырех испытательных полетов! Воистину, инженеры NASA и компаний-проектировщиков должны были обладать фанатической верой в свои силы и убежденностью в безопасности своего детища, чтобы решиться на такой шаг. Многие пессимисты заявляли, что потребуется не менее ста полетов, чтобы отладить все неизбежные неполадки, недочеты проектирования и недостатки конструкции.

Сейчас, спустя 20 лет, всем ясно: скептики ошиблись и недооценили «шаттл». Эта машина фантастически надежна. Что же касается сотни полетов... NASA планировало производить по 60 полетов каждый год, начиная с 1985. Однако их ожидания в этой области не оправдались. При всех своих достоинствах «шаттлы» оказались сложнее в эксплуатации, а подготовка к полету - гораздо более трудоемкой, чем предполагали инженеры. В результате за почти 20 лет эксплуатации космических кораблей было произведено всего 99 стартов.

Вторым фактором оказались деньги. Да, за свою историю «шаттлы» доставили на орбиту 596 человек и около 1.360.000 килограммов груза, вывели на орбиту 60 спутников, из них такие знаменитые, как космический телескоп «Хаббл», рентгеновская обсерватория «Чандра», зонды для исследования Юпитера, Венеры и т.д. Но... каждый запуск обходится примерно в 1 миллиард долларов. Это слишком дорого даже для США.

Третий фактор - цель. Космический корабль многоразового использования дает наибольшую отдачу от своего использования в связке с орбитальной космической станцией. Для этого, в сущности, и разрабатывался «шаттл». И лишь недавно он начал работать на свою изначальную цель - на строительство МКС.

Известно, что NASA ведет работы по проектированию новых космических кораблей. Движение человечества вперед, к более уверенному освоению космоса не может не радовать. Но сегодня, при всей дороговизне, сложности и прочих недостатках «шаттла» ему альтернативы нет.

Статистика «шаттлов»

100 полетов

857 дней на орбите

13500 оборотов вокруг Земли

560 миллионов километров

50 выходов в открытый космос

Темы: Газеты и журналы в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Состояние богатейших россиян за полгода выросло на 24,5 млрд долларов
Евро-российская война
Самолет МС-21 за два года подорожал на 65%
Сергей Черняховский: «За что мы не любим Америку – понятно и очевидно. Интереснее то, за что ее можно любить»
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Нетерпимость к христианской символике — часть татарского культурного кода»?
Iron Savior «Reforged — Ironbound» (2CD)
«Байден: внешняя инаугурация. Ему нужна возможность объявить о своем крупном международном успехе»
Сталин: патриотизм и первичность мировой революции
Сможет ли власть избежать повторения катастрофической ошибки прошлого на фоне тяжелого противостояния с Западом? Часть 2
«Приключения Электроников», 5 декабря, «Мумий Тролль Music Bar»
«Мятеж, который был в Казахстане – это не терроризм даже в самых крайних своих формах»
Владимир Кузьмин, 26 июня, «16 Тонн»
Сифилис: от любви до ненависти
«Вертинский. Возвращение Концерт-спектакль», 9 февраля, «16 Тонн. Арбат»
Оружие будущего создается сегодня
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.