Стартует сотый «Шаттл»

Позавчера, 4 октября 2000 года, Россия отмечала День Военно-Космических Сил и одновременно 23-летие со дня полета первого искусственного спутника Земли. А 5 октября 2000 года Соединенные Штаты Америки собираются осуществить юбилейный - сотый - запуск на орбиту космического корабля многоразового использования системы «Спейс Шаттл» (в последний момент стало известно, что старт отложен из-за неполадок в топливном баке). Я надеюсь, что читатели хорошо знакомы с историей отечественной космонавтики (достижения СССР в этой области всегда были особым предметом гордости), а вот история астронавтики США гражданам «1/6 части суши» известна, наверное, немного хуже. Поэтому я не буду в этой статье рассматривать подробности старта 57 года, а дам небольшой обзор программы «Спейс Шаттл».
26 июля 1971 года NASA подписало контракт с одним из подразделений фирмы Rockwell на разработку, постройку и оценочные испытания орбитального модуля (т.е. самого корабля). Ранее, 31 марта 1972 года, с другим подразделением той же компании был заключен договор на разработку главного двигателя «Шаттла». Разработка внешнего топливного бака и твердотопливных стартовых ускорителей были заказаны соответственно в 1973 и 1974 году двум другим компаниям.
Первый орбитальный модуль «Энтерпрайз» был завершен 17 сентября 1976 года. 31 января 1977 года NASA приступило к его летно-посадочным испытаниям, которые заняли около 9 месяцев. За эти 9 месяцев было подтверждено, что летные характеристики корабля весьма хороши, он способен совершать планирующие полеты в земной атмосфере и мягкую посадку. 13 марта 1978 года, на другой авиабазе, была начата программа вибрационных испытаний корабля, которая продолжалась около года. Затем последовали другие тесты и испытания.
«Энтерпрайз» так и не полетел в космос, остался тестовым кораблем. Он участвовал в различных выставках (в том числе в Парижском Авиакосмическом шоу в 1983 году), использовался в качестве тренажера для астронавтов, а в 1985 году передан Смитсониановскому институту. Фактически, «списан в музей».
Второй построенный корабль - «Колумбия» - совершил первый полет в космос 12 апреля 1981 года, с двумя астронавтами на борту. Это были Джон Янг и Роберт Криппен.
Всего по программе «Спейс Шаттл» было построено 6 кораблей. В строю находятся четыре «шаттла»: «Атлантис», «Колумбия», «Дискавери» и «Индевор». Пятый летавший в космос корабль - «Челленджер» - погиб 28 января 1986 года, унеся жизни 7 астронавтов (кстати, это была единственная катастрофа за все без малого 20 лет эксплуатации «шаттлов»). Уже упоминавшийся «Энтерпрайз» был испытательным кораблем. С натяжкой в это число можно включить и «Патфайндера» - стальную конструкцию, близкую по массе, размерам и форме к орбитальному модулю. «Патфайндер» использовался для исследования возможности транспортировки «шаттлов» обычными самолетами.
Первый полет «Колумбии», как уже упоминалось, состоялся 12 апреля 1981 года после всего-навсего четырех испытательных полетов! Воистину, инженеры NASA и компаний-проектировщиков должны были обладать фанатической верой в свои силы и убежденностью в безопасности своего детища, чтобы решиться на такой шаг. Многие пессимисты заявляли, что потребуется не менее ста полетов, чтобы отладить все неизбежные неполадки, недочеты проектирования и недостатки конструкции.
Сейчас, спустя 20 лет, всем ясно: скептики ошиблись и недооценили «шаттл». Эта машина фантастически надежна. Что же касается сотни полетов... NASA планировало производить по 60 полетов каждый год, начиная с 1985. Однако их ожидания в этой области не оправдались. При всех своих достоинствах «шаттлы» оказались сложнее в эксплуатации, а подготовка к полету - гораздо более трудоемкой, чем предполагали инженеры. В результате за почти 20 лет эксплуатации космических кораблей было произведено всего 99 стартов.
Вторым фактором оказались деньги. Да, за свою историю «шаттлы» доставили на орбиту 596 человек и около 1.360.000 килограммов груза, вывели на орбиту 60 спутников, из них такие знаменитые, как космический телескоп «Хаббл», рентгеновская обсерватория «Чандра», зонды для исследования Юпитера, Венеры и т.д. Но... каждый запуск обходится примерно в 1 миллиард долларов. Это слишком дорого даже для США.
Третий фактор - цель. Космический корабль многоразового использования дает наибольшую отдачу от своего использования в связке с орбитальной космической станцией. Для этого, в сущности, и разрабатывался «шаттл». И лишь недавно он начал работать на свою изначальную цель - на строительство МКС.
Известно, что NASA ведет работы по проектированию новых космических кораблей. Движение человечества вперед, к более уверенному освоению космоса не может не радовать. Но сегодня, при всей дороговизне, сложности и прочих недостатках «шаттла» ему альтернативы нет.
Статистика «шаттлов»
100 полетов
857 дней на орбите
13500 оборотов вокруг Земли
560 миллионов километров
50 выходов в открытый космос
Комментарии читателей Оставить комментарий