Преподаватель - всего лишь магнитное поле

![]() |
|
Аргентинские физики разработали очень необычную модель обучения, используя... физические законы. Они воспроизвели "взаимодействия" между учащимися и преподавателями с помощью ряда уравнений, похожих на те, которые описывают магнетизм. Их результаты не противоречат данным об обучении студентов, но могут ли уравнения описать все сложности учебного процесса? Некоторым педагогам результаты представляются неубедительными.
Чтобы смоделировать ситуацию в классе, Клелия Бордогна и Эзекиель Альбано из Института теоретической и прикладной физической химии в Ла Плата (Аргентина), использовали так называемую модель Исинга, аналогичную тем, которые описывают магнетизм материалов. Согласно этой модели, класс в целом во время урока ведет себя подобно куску железа. Отдельные учащиеся представляют собой подобие атомов, и их знание предмета аналогично ориентации атомов в магнитном поле. Учитель действует как внешнее магнитное поле, пытаясь выстроить знания студентов в нужном ему направлении (обычно понимания темы урока). Но на учащихся, также как и на атомы в куске железа, оказываются и иные влияния. Каждый учащийся воздействует на ориентацию своего соседа, и "социальная энтропия", заключающаяся в разговорах, передаче записок, туманных объяснениях, может привести к дезориентации студентов.
Как и всякая уважающая себя физическая теория, эта тоже подверглась экспериментальной проверке. Прогнозы, разработанные с применением этой модели, были проверены в ходе исследования настоящего учебного процесса в аргентинских школах. К примеру, когда успевающие и неуспевающие студенты перемешаны в группе, неуспевающие начинают воспринимать материал быстрее. А когда студенты взаимодействуют друг с другом при работе в группах, они лучше понимают материал, нежели когда просто слушают объяснения учителя.
Впрочем, некоторые специалисты по обучению, впрочем, выражают скептическое отношение к исследованию. "Обучение в классе не должно сводиться к математической формуле", - говорит один исследователь, добавив, что этот тип работы может сократить поле исследования для педагогов, сведя его к изучению учебных планов и принципов преподавания. А Дэвид Бирн, социолог из университета Дарема в Великобритании, изучающий хаос и комплексность, полагает, что моделирование процесса обучения создает две проблемы. Во-первых, социальные взаимодействия в классе часто не имеют четких границ, что делает их сложными для моделирования. Во-вторых, человеческое поведение различается не только у отдельных индивидов, но и у разных классов и даже в разных регионах одной страны, не говоря уже о более глобальных различиях. Эти различия, считает ученый, могут разрушить даже самые общие статистические модели. Тем не менее Бирна радует, что этой проблемой занялись физики: "моделирование всегда интересно - в общественных науках нельзя сказать ничего большего". Физики на это возражают, что еще 25 лет назад то же самое говорили и о моделировании в биологии, экономике, экологии. А теперь это общеприменимые приемы исследования...
Комментарии читателей Оставить комментарий