Ковчег Завета хранит Эфиопию

В Эфиопии, а особенно в городе Аксум, ни для кого не является тайной, что стало с утерянным библейским Ковчегом Завета. Как и подавляющее большинство эфиопских православных христиан, почти все жители этого пропыленного, открытого всем ветрам города верят, что ковчег спрятан в каменной часовне, находящейся в основании крупнейшей церкви Аксума, охраняя Эфиопию уже почти 3 тысячи лет. Многотысячные толпы каждый год заполняют церкви в Аксуме и по всей Эфиопии, дабы отпраздновать Тимкат, воспоминание крещения Иисуса Христа. В центре празднеств оказываются таботы – хранящиеся в каждой православной церкви таблички, символизирующие ковчег. Это ежегодное подтверждение 1700-летней христианской традиции Эфиопии, с характерным для нее обращением к ковчегу.
"Я могу понять, почему сторонние люди так скептично относятся к ковчегу", - говорит Мерса Белэй, первосвященник Аксума, расположенного в 596 километрах к северу от столицы страны Аддис-Абебы. – "Они не разделяют нашу веру. Бог знал, что эфиопы очень хотели принять его религию, поэтому он именно сюда поместил ковчег".
![]() | |
• | Вместо ковчега верующим показывают этот табот |
История того, как ковчег попал в североэфиопский город, стоящий в засушливых равнинах и гористых холмах, от рассказа к рассказу различается в деталях, хотя основная канва остается неизменной. У царицы Савской и царя Соломона Израильского был сын Менелик, выращенный в Эфиопии, на родине своей матери. Будучи уже взрослым, Менелик посетил своего отца в Иерусалиме, украл оттуда ковчег и вернулся в Эфиопию в окружении израильских аристократов, здесь он основал царство со столицей в Аксуме. Это было около 3 тысяч лет назад. Эфиопы приняли христианство примерно 1300 лет спустя. Династия, которую, по поверью, основал Менелик, правила Эфиопией до 1974 года, когда был низложен император Хайле Селассие.
Историки подтверждают, что Эфиопия была обращена в христианство около 330 года нашей эры. Остальная часть легенды ими отвергается, объявляясь частью пропаганды, начатой в XII веке новой династией эфиопских царей, которые хотели обрести легитимность, возводя свои корни к царю Соломону. "Документальных подтверждений истории ковчега, несмотря на многократные попытки поисков, не найдено", - говорит историк Ричард Панкхурст, основатель института эфиопских исследований в Аддис-Абебе. Ученые не могут точно сказать, где жила царица Савская, хотя наиболее вероятным местом называется современный Йемен, а не Эфиопия. В других источниках (кроме эфиопских хроник) нет упоминаний о том, что ковчег покидал Иерусалим. А первое эфиопское царство возникло не ранее, чем через 800-900 лет предполагаемого времени правления царя Соломона.
Но несмотря на скептицизм ученых, вера в могущество ковчега глубоко укоренена в Эфиопии, где почти половина 63-миллионного населения является христианами. "Ковчег защищает нас всеми возможными способами", - говорит Хайль Мерса, 57-летний фермер, добавляя, что могущество религии не сводится только к защите. – "мы верим, что если не будем почитать ковчег, то расстанемся с жизнью или станем калеками". Именно ковчег помог Эфиопии – единственной африканской стране, избежавшей колонизации – сохранить независимость на протяжение большей части ее истории, полагает эфиопский историк Белэй Гидей. По его мнению, страна неоднократно переживала нашествия, но никогда но никогда не покорялась другим державам.
В этом году была продемонстрирована снова, когда жители Аксума собрались около часовни, в которой, как он полагают, находится ковчег. Завернувшись в белые льняные одежды, они наблюдали за тем, как священники в облачении вынесли табот, покрытый богато расшитыми зелеными и красными ризами, из каменного здания и начали праздничное шествие к палатке, находящийся в километре от храма. Во главе процессии несли табот, который сопровождали священники и почетный караул солдат. Мужчины, следовавшие за ними, пели эфиопские православные гимны. В хвосте молча шли женщины. Церемонность сменяется несдержанным празднованием по мере приближения к палатке. Мужчины и женщины соединяются в танцах и пении, хлопая в ладоши под аккомпанемент барабанов. Праздник достигает наивысшего размаха к утру, когда происходит массовое крещение. Табот всю ночь находится в палатке, вокруг которой происходят торжества, указывая верующим на присутствие Бога.
Одинокий священник, теперь охраняющий ковчег, практически никогда не разговаривает с посторонними. Некоторые священнослужители в городе уверяют, что видели ковчег, но не могут рассказать об этом. Патриарх Эфиопской православной церкви рассказал, что видел ковчег и описал его как тот самый, чье сооружение описано в Библии. Это деревянный ящик, покрытый золотом, на котором сверху помещены два крылатых херувима; внутри находятся две скрижали, покрытые надписями на еврейском языке. Это описание отличается от ряда других, данных священниками в последние годы. Но среди верующих не было споров.
"Если бы это было ничто... мы бы вынесли его наружу и стали таскать его повсюду с собой",- говорит Мерха Годега, ожидавший, пока священники вынесут табот. – "Но ковчег обладает слишком большой мощью. Если мы тронем его, он нас уничтожит".
Комментарии читателей Оставить комментарий