]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → → Наука
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

X-33 никогда не взлетит

22:30 26.09.2000
X-33 никогда не взлетит
X-33 никогда не взлетит

NASA потратили впустую 4 года и около 1 миллиарда долларов на проект, который так никогда и не будет реализован. «Космический самолет» Х-33 - наследник сегодняшнего космического корабля многоразового использования «Space Shuttle» - оказался мертворожденным. Дело не зашло дальше постройки наполовину законченного прототипа. А жаль...

NASA потратили впустую 4 года и около 1 миллиарда долларов на проект, который так никогда и не будет реализован. «Космический самолет» Х-33 - наследник сегодняшнего космического корабля многоразового использования «Space Shuttle» - оказался мертворожденным. Дело не зашло дальше постройки наполовину законченного прототипа. А жаль...

По амбициозным планам NASA первые полеты Х-33 должны были состояться еще 18 месяцев назад. Однако при подготовке к испытаниям начались столь серьезные технические проблемы, что ряд специалистов еще тогда грустно предсказал: Х-33 никогда не взлетит.

Основные проблемы возникли с топливными баками. Х-33 должен был использовать жидкое кислородно-водородное топливо, но баки для жидкого водорода инженерам никак «не давались». Самое сокрушительное фиаско Х-33 потерпел в ноябре, когда во время одного из тестов пресловутый бак просто-напросто лопнул.

Теперь NASA поставлена перед пренеприятнейшим фактом: нового космического корабля нет, денег на продолжение его разработки нет, да и фирма «Локхид-Мартин», занимавшаяся его разработкой, потратила на 220 миллионов долларов больше, чем было указано в договоре.

Х-33 проектировался как надежный, экономичный космический корабль многоразового использования. С его помощью планировалось сократить издержки на доставку полезного груза на орбиту с 10000 долларов за фунт, как это стоит сейчас, до 1000 долларов за фунт к 2006 или 2007 году. Дешевые запуски открыли бы дорогу широчайшим возможностям коммерческого освоения космоса: от банального туризма до производства полупроводников на орбите.

Проект нашел отклик на высочайшем уровне: он был представлен широкой публике вице-президентом Гором. Естественно, вложенные в проект финансовые и политические средства не позволяли NASA раньше признаться, что они переоценили возможности сегодняшних технологий. Да и преследующие последние два года США неудачи в космосе могли отойти на второй план: сегодняшним победителям прощают вчерашние поражения. Но громкой победы не получилось. Получилось очередное катастрофическое поражение.

Причина банальна: переоценка собственных возможностей. Если бы NASA взялись за разработку более «приземленного» проекта, опирающегося на наработанные в ходе эксплуатации «шаттлов» технологии, со всеми возможными инновациями и улучшениями, они добились бы более скромного, но зато положительного, стабильного результата. Выбрав из трех конкурсных проектов наиболее футуристический, инженеры NASA поступили по велению сердца, а не разума.

В этом проекте все противоречило отработанным технологиям. Слишком сложные и ни разу не опробованные в полете двигатели потребовали создания «бескрылого самолета», способного одинаково хорошо поддерживать полет корабля и во время старта, и во время посадки. Для обеспечения работоспособности этих двигателей понадобилось разрабатывать специальный совмещенный топливный бак, способный выдерживать огромные стартовые перегрузки, будучи «под завязку» наполнен сжатым жидким водородом при температуре около -253 градусов.

Это был путь максимального инженерного риска, а инженерное бюро компании «Локхид-Мартин» славилось умением решать самые «нерешаемые» задачи. Они разработали первый серийный реактивный самолет, самолет-разведчик У-2 и истребитель Ф117А «стелс». Но Х-33 оказался не по зубам и этой прославленной команде инженеров.

История проекта состоит из сплошных задержек и связанных с ними издержек. Задержки с постройкой экспериментального реактивного двигателя стоили NASA 36 миллионов. После постройки двигателя, перед самыми испытаниями, обнаружились дефекты в топливном баке - еще задержка и минус 5 миллионов. Затем были проведены испытания совмещенного топливного бака. Тест на заполнение бака жидким водородом под рабочим давлением прошел успешно. Однако после слива жидкого водорода оказалось, что бак развалился пополам. Длительный анализ причин неудачи так ни к чему и ни привел, кроме «отчета» с парой общих фраз. Истинной же причиной стал отказ от первоначального проекта топливных баков, базирующегося на отработанных технологиях, в пользу новых материалов. Результат печален.

В результате всей возни с топливными баками NASA принимает решение отказаться от новых материалов и построить баки из алюминия, мотивируя это снижением полетного веса аппарата. Ряд специалистов считают этот вариант еще хуже: алюминиевые баки могут нормально вести себя во время полетных испытаний, но в самый неподходящий момент отказать на орбите.

К концу года NASA обещает сделать выбор: пытаться все же заставить работать композитные материалы или построить баки из алюминия. Но скептики уверены, что к тому времени сам проект уже тихо скончается. И ряд последних инцидентов с амбициозными проектами NASA (часть из которых исчезла в космосе, а часть так никогда уже и не взлетит), увы, только прибавляет скептицизма в оценке перспектив Х-33. Скорее всего, он действительно так никогда и не взлетит.

Темы: Газеты и журналы в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Мятеж Пригожина или «Марш справедливости»?
Путин подписал закон о защите русского языка
© KM.RU, Наталья Ступникова
У школы отнимут функцию оценки знаний?
Разгром Ирана: три аспекта ирано-израильской войны
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Бизнес-джетовое государство – это летучий голландец в прямом и переносном смысле этого слова, "троянский конь"»
Мельница «Символ Солнца»
Лидер F.P.G. отстаивал чистоту русского языка в свой день рождения
И пусть весь мир подождет: как Женева на несколько часов стала центральной точкой планеты
Освобождение: в Новый год без «Мемориала»
«Именно в Донбассе стало понятно, что Запад поддержит любого, кто выступает против России, вне зависимости от его идеологических воззрений»
Brainstorm «Wall of Skulls»
Продавец всегда прав: цунами российского ценообразования
Маша Макарова (акустика с баяном). 19 февраля, «Китайский летчик Джао Да»
«Мотивы, толкнувшие руководство компартии на путь реформ, до конца остаются неясными»
«"Убогий совок" – это не миф. Это сознательная клевета»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.