Один в зеркале

Доцент Антонов, математик, женат на Вике, крашеной блондинке на пятнадцать лет младше него. Отношения у них, прямо скажем, странные: он ее любит, а она его - не очень. Вика хранит в коробке из-под конфет фотографии трагически и нелепо погибшего мальчика Павлика, своей первой школьной любви, носит в уральские морозы мини-юбки и изменяет направо и налево. А Антонов подробно и замысловато мучается невозможностью понять и ухватить зыбкую и неверную Викину сущность.
Современная история то ли новой Лолиты и Гумберт Гумберта (недаром Славникову часто называют женским вариантом Владимира Набокова), то ли Кармен, то ли Манон Леско разворачивается в лабиринте промозглых улиц и переулков постперестроечного Свердловска (Екатеринбурга), в серых квартирах, но, главным образом, в чьем-то сосредоточенном сознании. Не всегда можно сказать однозначно, кому это сознание принадлежит - самому автору или одному из его персонажей. Взгляд повествователя внимательно изучает внешний и внутренний мир героев, не упуская ни малейшей подробности. Каждый жест, поворот головы и душевное движение оказывается как будто под большим увеличительным стеклом, одновременно дробясь на множество отражений в многогранном кристалле.
Проза Славниковой не проста для восприятия неподготовленным читателем. Ее отличает интеллектуальность, повышенная концентрация смысла, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения длиной в полстраницы, обильные метафоры, меткие и парадоксальные, едкий сарказм абсурда повседневности и способность ловко препарировать тонким скальпелем слова самые мимолетные оттенки чувств. Ее текст одновременно мучителен и заразен – страниц через, сто хотите вы этого или нет, вы будете думать в точно таком же стиле.
Даже самые ярые поклонники славниковского стиля признают, что все это рассчитано на большого любителя. Надо сказать, что таких любителей в современной культурной среде нашлось немало. В любви к славниковским текстам признается каждый второй читающий человек. За последние несколько лет Ольга Славникова (известная, кстати говоря, не только как писатель, но и как куратор премии «Дебют» и литературный критик) стала лауреатом множества самых именитых литературных премий: премии имени П. Бажова, премии губернатора Екатеринбурга (родного города Славниковой), премий журналов «Урал», «Дружба народов», «Новый мир» и «Октябрь». А роман «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» оказался в шорт-листе «Букера» 1997 за год.
Ольга Славникова
М.: РИПОЛ классик, 2005
Комментарии читателей Оставить комментарий