Александр Ф. Скляр и Ва-Банкъ «Старики танцуют»

Шесть лет назад Александр Ф. Скляр сумел подняться на схваткой и взглянуть на происходящие ныне катаклизмы не просто с высоты птичьего полета, а будто бы из Небесного Иерусалима в конце всех времен. Но как быть, когда путь до этого вечного града по-прежнему далек, а у странников, как в новой песне «Скарабей», давно уж «сердца устали и натружены ноги»? Ответы кроются в новом альбоме Скряра «Старики танцуют».
Собственно, все эти ответы давно были получены, просто не всегда берутся в расчет. Скляр же их аккумлирует в одной точке и формулирует предельно ясно. «Старики танцуют « - альбом о необходимости возвращения к вечному Солнцу Правды. А этот путь всегда тернист. Недаром Александр Ф. прибегает к древнеегипетской аналогии: солярным символом становится скарабей рутинно катящий свой небесный шарик. Если сам не сдюжит, то на помошь, все, как один, соберутся ранее ушедшие друзья. В этом плане «Скарабей» заставляет вспомнить о строчках из Владимира Высоцкого: «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие, как часовые».
Высоцкий упоминается еще в одной песне альбома - «Модест The Best» , посвященной композитору Мусоргскому. Эти двое под грозный буги вполне справедливо провозглашаются зачинателями рок-н-ролла в России. В «Батуме» их догоняет Сергей Есенин, правильно задавший координаты русской тоски на много лет вперед.
В том же «Модест The Best» Скляр отзывается признавать Элвиса Пресли и Литтла Ричарда предтечами русского рока. При этом их значение не умиляется. Просто их метафизический путь был не солнечным, а лунным. Этой стороне духовных исканий посвящено «Танго Анубиса», где предельно запутанной дорогой идут герои Достоевского и Тургенева, а вместе с ними — и сквозной персонаж Александра Ф. Скляра Вася Совесть. Блуждания в трансцендентных дебрях приводит их в психушку, что опять же не является синонимом приговора или поражения.
В контексте альбома важны не столько убеждения человека как таковые, сколько способность стоять за них до конца. Об этом — фолковая «Партизанская застольная», где позиции патриотов и либералов не выдерживают тривиального искушения супермаркетом — миром потребления. Напротив, в суровом блюзе «Крысы не бьют чечетку» «переобувшиеся» на полпути бывшие моряки лишаются всего и безжалостно отправляются за борт.
Идеалом для Скляра были и остаются представители старой гвардии, верные себе и своему делу, на каких бы фронтах они не сражались. Образы еще двух могучих «дедов» возвышается исполинами в этом альбоме — Эдуард Лимонов (герой песни «Мальчик Эдик») и Петр Мамонов, автор песни «Старики не танцуют», которая вдохновенно перепета на пластинке. Она во многом перекликается с давней песней «Ва-Банка» «Безумные старцы», где именно умудренные опытом аксакалы играючи держат ключи от мира. Пока цивилизация катится в тартарары, старики самозабвенно бьют чечетку. Чечетку на палубе тонущего корабля…
Комментарии читателей Оставить комментарий