Empire V/Ампир В

Виктор Пелевин
М.: Эксмо, 2006.
Московский юноша Рома случайно забредает на огонек к вампиру по имени Брама. После укуса Брамы Рома сам становится упырем, обретает новое имя – Рама Второй (вампиры носят имена богов), поселяется в готических апартаментах а центре столицы и с помощью двух старших товарищей начинает постигать две главные вампирские науки – гламур и дискурс. Первый заключается в искусственном наведении эфемерного внешнего блеска, а второй – в объяснении всего и вся с помощью одних и тех же догматических суждений. Самим вампирам все это не к чему, но зато они эффективно используют гламур и дискурс, чтобы пудрить мозги людям.
В новой картине мира, которую внушают вампиру-неофиту Раме, находят подтверждение все самые параноидальные теории человеческой культуры. Оказывается, тайное мировое правительство действительно существует – это вампиры и прислуживающие им халдеи из числа высокопоставленных чиновников и воротил бизнеса. При этом вампиры не просто паразитируют на людях, все гораздо хуже: вампиры специально вывели людей для своих целей и в продолжение всей истории человечества «доят» их, как коров. Правда, вопреки мифам, им нужна не кровь, а некая более тонкая субстанция, производимая человеческим мозгом и называемая «агрегатом-5» или «баблосом». Снабжая умы людей «кормом» в виде гламура и ограничивая их мыслительные способности дискурсом, вампиры улавливают их мечты о деньгах и перерабатывают в баблос, которым и питают себя.
Выход нового пелевинского романа был отмечен специальной пиар-акцией: незадолго до назначенного дня издательство объявило, что кто-то якобы выкрал и вывесил в Интернете текст, в последствии оказавшийся специально испорченным фрагментом книги. Трудно судить, свидетельствует ли этот ход о том, что у издателей появились сомнения, соответствует ли легендарный автор 1990-х Виктор Пелевин современному дискурсу, и им потребовалось искусственно подогреть интерес к его «Ампиру В». Однако при чтении «Повести о настоящем сверхчеловеке» (таков подзаголовок книги) не оставляет мысль, что, хотя «Ампир В» упрекнуть не в чем, все-таки все самые зажигательные свои вещи Пелевин уже давно написал.
Пелевин, как всегда, радует узнаванием примет времени (здесь - «мобильные вампиры» из рекламы «Би-лайн», Рублевка, Гарри-Поттеровский нуар), замысловатыми интеллектуальными построениями (буддизм и Жан Бодрийар) и колоритным фоном (нечто среднее между «Матрицей» и «Хельсингом», веселым японским аниме-сериалом про вампиров). Но при всей искрометности пелевинского черного юмора, при всей точности определений и меткости аллегорий, есть ощущение, что чего-то то ли не хватает, то ли наоборот слишком много. Причем не сразу скажешь, чего именно: то ли динамики, то ли философствований…
В чем тут дело, понимаешь лишь потом. Раннего Пелевина мы все любили за какую-то особую легкость, за свободную игру смыслами на грани интеллектуальности и китча, за то, что у читателя никогда не возникало соблазна принять в качестве «правильной» какую-нибудь одну точку зрения, например, авторскую. И вот именно с этим в «Ампире В» и возникают проблемы. За голосом повествователя видится уже не волшебник, создающий миры, а проповедник-памфлетист, бичующий пороки общества, - а это придает роману какую-то мучительную тяжеловесность.
Комментарии читателей Оставить комментарий