Ложа чернокнижников

Юноша двадцати лет днем пишет диплом по социологии, вечерами участвует в леденящих кровь сатанистских ритуалах, ночами танцует в хипповских клубах с подружкой, в перерывах употребляет гашиш и ЛСД, слушает Боба Дилана, «Битлз» и «Джефферсонз Эйрплейн», а потом все это старательно записывает в дневник – так ему велели магистры из Ложи Чернокнижников. И трудно сказать, что занимает героя больше всего. С одной стороны, он так глубоко внедрился в ряды сатанистов, что поселился прямо в Ложе и собственноручно навел порчу на свою подружку-хиппи, а с другой – от его описаний коллективного буйного помешательства членов ложи и их унылых ультра-правых завываний веет здоровой молодецкой иронией.
Ложа Чернокнижников видит в юноше реинкарнацию Алистера Кроули и хочет сделать его своим наследником, девушка-хиппи чувствует дурные вибрации и хочет вырвать его из цепких лап злодеев, а чего хочет он сам?
Книжку, у которой конец не ясен с первых же страниц, встретишь редко. Еще реже – книжку, у которой конец не ясен с середины. Книга же Роберта Ирвина относится к тем уникальным экземплярам, для понимания которых даже внимательного чтения всех страниц от первой до последней бывает не достаточно. Чтобы уразуметь авторский замысел, нужно отложить книжку и еще пару дней над ней подумать.
Это тем более впечатляет, что по объему она очень невелика, да и стилистически большая ее часть проста, как мычание - прямая речь молодого «неформала», пусть и умничающего, но не слишком умного, передана поразительно достоверно. Однако, пользуясь весьма скудным арсеналом средств, автору удалось создать нечто поистине глубокое и завораживающее. И отнюдь не благодаря чернокнижию и нехорошей мистике, а благодаря тому значению, которое приобретают события романа при взгляде на них ретроспективно, через три десятилетия.
К сожалению, все мы знаем, чем закончилось великая культурная война славных шестидесятых - победил истеблишмент. Именно в этом свете и следует рассматривать жуткие вещи, произошедшие с героями Ирвина. Еще Умберто Эко в «Маятнике Фуко» обратил внимание на то, что одержимцы и мракобесы частенько накоротке с мистерами-твистерами, бывшими министрами, владельцами заводов-газет-пароходов.
Если эти люди действительно обладают поразительной мистической силой, то почему они не правят миром, а охотятся за легковерными молодыми студентами? – А откуда нам знать, что они не правят миром?
Роберт Ирвин
Ложа чернокнижников
СПб.: Симпозиум, 2005.
Комментарии читателей Оставить комментарий