Ющенко-Саакашвили: скованные одной цепью

Сценарии развития событий на Украине и в Грузии похожи настолько, что даже непосвященным становится ясно: писал один сценарист. В Голливуде сценаристам вручают «Оскар» в двух номинациях – «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший адаптированный сценарий». Если бы подобную награду вручали в политике, то украинская трагикомедия абсурда «Оранжевое настроение» с элементами а-ля гоголевского хоррора (в кульминационный момент лицо главного героя приобретает зловещий обезображенный вид) получила бы «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, а грузинский психоделический триллер «Челюсти-6. Пожиратель галстуков» - за лучший адаптированный.
Или наоборот. Потому что, с одной стороны, грузинская премьера состоялась на год раньше украинской, но, с другой стороны, сегодня мы видим, как жизнь и удивительные приключения режима Саакашвили до мельчайших подробностей повторяют киевские хроники. Трудно разобрать, что здесь первооснова, а что, выражаясь кинематографическим языком, сиквел, по-русски – продолжение. Или римейк – переделка. Видно лишь, что переделки, в которые попадают украинские и грузинские лицедеи, разделенные тысячами километров, но объединенные любовью к западной демократии, совпадают самым мистическим образом. Перефразируя Лермонтова, можно сказать, что два режима, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, сегодня вглядываются друг в друга, словно в зеркало, силясь рассмотреть уготованную им судьбу. Потому что судьба у них одинаковая. Одинаково незавидная.
Хотя при таком сценарии – снаружи голливудские блеск, треск и спецэффекты, внутри механизм самоуничтожения - иначе и быть не могло. Сценарист этого, видимо, не учел, рассчитывая купить украинцев и грузин исключительно красивой упаковкой. Которая была действительно красивой.
Обе постановки, как известно, в свое время начинались в тревожных предгрозовых декорациях. Прогнившие до основанья бутафорские режимы, возглавляемые представителями старой актерской школы – Кучмой и Шеварднадзе, доживают последние дни. Имеющие опыт, но не умудренные им руководители двух постсоветских республик, растеряв последние крохи народной любви и уважения вследствие полного краха экономических реформ, равно как и внутри- и внешнеполитической доктрин, сводящихся к бездарным попыткам усидеть одной задницей на двух стульях, обречены. Их сметает могучий, наполненный живительной силой американского финансового вспомоществования вал под названием «цветная революция». Для обозначения революции на карте истории выбирается какой-нибудь приятный глазу цвет: на Украине – бойкий оранжевый, в Грузии – чувственный розовый, гламурный аристократизм и гордую красоту подчеркивают собственно розы в руках революционеров. Народные массы, зачарованные революционной расцветкой, а пуще того – сверкающими всеми цветами солнечного спектра перспективами, которые рисуют им новые власти, с обожанием взирают на революционных вождей – статного, хотя и с подурневшим лицом хлопца Ющенко и импульсивного джигита Саакашвили. Правда, «цветная революция» и в том и в другом случаях усиливает идейно-территориальный раскол в стране, растравляя незаживающие раны, полученные еще в момент крушения СССР. Однако загипнотизированные «розово-оранжевым» иллюзионом почитатели «цветных» шоуменов не обращают на это особого внимания, предпочитая слушать то, что обещают им новые президенты.
А те обещают им, что теперь они будут жить по-новому, по американо-европейскому образу и подобию, то есть будут жить лучше и демократичней. Наглядным примером счастливых украино-американского и грузино-европейского союзов служат сами семьи новых президентов – образцово-показательные ячейки нового демократического общества: Виктор Ющенко женат на дочери украинских иммигрантов из Чикаго Катерине Чумаченко (по первому мужу – Кэтрин Клер), Михаил Саакашвили – на уроженке Голландии Сандре Рулофс.
Оба президента и их подручные тащат свои страны в НАТО и с остервенением пинают Россию, невзирая на единую православную веру, многочисленные родственные связи и общее историческое прошлое русского, украинского и грузинского народов. Учебники истории переписываются с голливудскими размахом и креативностью, превращаясь в фантастические, не имеющие ничего общего с действительностью саги вперемешку с прокурорскими речами, обвиняющими Россию во всех мыслимых и немыслимых грехах и преступлениях, кроме разве что первородного греха и убийства Каином Авеля.
При этом, то ли вследствие душевных потрясений, вызванных ненавистью к России, то ли под воздействием красок, используемых при изготовлении долларов США, в поведении новых правителей наблюдаются психические отклонения, сопровождающиеся появлением галлюцинаций и бредом, многократно описанным в медицинской и художественной литературе: когда больной начинает отождествлять себя со знаменитой исторической личностью. Михаил Саакашвили, к примеру, любит сравнивать себя со средневековым грузинским царем Давидом Строителем, собирателем грузинских земель. А буквально на днях президент Грузии в интервью французской газете Le Monde, говоря о своей популярности в народе, заявил следующее: «…76% населения меня поддерживают - почти столько же, сколько во времена «революции роз», когда казалось, что я могу ходить по воде, как по земле!» То есть Саакашвили признался, что во времена «розовой» революции чувствовал себя Христом. Думается, такой актерской экзальтации от грузинского бенефицианта не ожидали и заокеанские сценаристы. Остается добавить, что представители грузинской власти вообще склонны к фантазиям на библейские темы. Так, еще в 2003 году депутат грузинского парламента Герман Пацация заявил в интервью газете «Ахали Таоба» («Новое поколение»), что Богоматерь… была грузинкой.
Не менее впечатляющими выглядят и исторические откровения украинских властителей. Летом этого года Петр Ющенко, старший брат президента Украины, поведал миру, что украинская кровь течет в жилах едва ли не всех выдающихся личностей в истории человечества, включая русских царей (Иван Грозный по версии Ющенко - наполовину украинец), английских королев и индейских вождей. Свое открытие брат президента объяснил следующим образом: «Украинцы много странствовали, а потому оплодотворили весь мир». Так как оплодотворение является результатом физиологического процесса, известного всем совершеннолетним гражданам, страшно представить и неприлично произнести в этой связи, что украинцы по логике Ющенко-старшего сделали с человечеством.
Особое место в антироссийской политике киевских и тбилисских властей занимает борьба с главным форпостом России по всему миру – русским языком. Борьба эта ведется на всех фронтах, перетекая с телеэкранов (отключение российских телеканалов) уже и на киноэкраны. В январе этого года Конституционный суд Украины запретил демонстрацию в кинотеатрах страны фильмов на русском языке, постановив, что отныне на территории Украины в широкий прокат могут выходить только дублированные или озвученные на государственном, то есть украинском языке иностранные ленты. А на днях появилось сообщение, что и владельцы сети грузинских кинотеатров, протестуя против «российской агрессии», решили не показывать больше фильмы на русском языке – только на грузинском или с грузинскими субтитрами. Сложно понять, как и, главное, для чего в Грузии будут дублироваться, к примеру, фильмы выдающегося российского кинорежиссера, грузина по национальности Георгия Данелия. Как, к примеру, в дублированных вариантах будут звучать бессмертные реплики героев его лент: «Слушай, я сейчас там так хохотался!» («Мимино») или «Так что ж ты мне мозги пудришь, маймуна веришвила (обезьяна – сын осла. – груз.)?!» («Кин-дза-дза»)? Не знаю, станет ли после дубляжа «Кин-дза-дза» или «Мимино» чисто грузинским кино, но проиграет оно от этого точно. Потому что грузинские зрители не услышат неподражаемых голосов Мкртчяна и Леонова, говорящих в фильмах по-русски и по-грузински, соответственно, со всеми вытекающими отсюда орфоэпическими прелестями.
Точно проиграют и политические комедианты в Киеве и Тбилиси. Сейчас ситуация начинает выходить из-под контроля сценариста, с неудержимой силой увлекая главных персонажей к общему для них финалу, который голливудским хэппи-эндом не выглядит.
Для Ющенко и Саакашвили все заканчивается одинаково печально – разочарованием обманутого и обнищавшего населения, расколом и хаосом в стране, потерей территорий (в случае с Грузией) или угрозой потери таковых (в случае с Украиной), нарастающим протестом оппозиции. Над «розово-оранжевой» парочкой, наливаясь революционной чернотой, сгущаются тучи. Запад, одолеваемый собственными финансовыми и геополитическими проблемами, теряет интерес к своим неталантливым ставленникам, присматриваясь к новым соискателям. На первый план выходят новые амбициозные лидеры, рвущиеся к власти, как нынешние вожди рвались к ней в свое время. Все повторяется. Круг замкнулся.
И совпадения между событиями в Киеве и Тбилиси все не заканчиваются. И в том и в другом случаях нож в спину президенту вонзает его бывший соратник по «цветной» революции. И в том и в другом случаях это женщина: премьер-министр Украины Юлия Тимошенко и экс-спикер грузинского парламента, глава неправительственного «Фонда демократического развития» Нино Бурджанадзе. Обе дамы, в отличие от вчерашних друзей, а ныне врагов-мужчин, - хладнокровные, выдержанные, тонко чувствующие текущий момент и виртуозно его использующие. Обе дамы, ранее не замеченные в любви к России, вдруг ни с того ни с сего начинают говорить слова и совершать поступки, которые непосвященный человек может счесть чуть ли не пророссийскими: Тимошенко не осуждает публично действия России в Южной Осетии, что дает повод секретариату Ющенко обвинить ее в государственной измене; Бурджанадзе отказывается подписывать так называемую «Хартию грузинских политиков», призывающую к выводу с территории Грузии «российских оккупантов» и вступлению страны в НАТО. При этом действия отважных женщин объясняются не внезапным политическим прозрением, а желанием демонстративно противопоставить себя в глазах глядящих на них с надеждой народов стремительно теряющим популярность президентам и набрать дополнительные рейтинговые очки. Сегодня Бурджанадзе – это грузинская Тимошенко. Или Тимошенко – украинская Бурджанадзе. Вопрос лишь в том, кто из них первой получит от американского режиссера главную роль в новой серии политического фарса.
Единственное, что отличает киевский и тбилисский сюжеты, - то, что Ющенко, в отличие от Саакашвили, не пошел на кровопролитие в угоду своим политическим амбициям и во исполнение воли заокеанского сценариста. И не дай бог ему на это пойти. Иначе конец шоу для него будет не просто грустным, а страшным.
Комментарии читателей Оставить комментарий