Специалисты XXI века

"Золотым веком" в образовании, вероятно, следует считать времена Древней Греции, когда все знания были сосредоточены в нескольких курсах. Сегодня ситуация принципиально иная, и она год от года становится сложнее для обучающихся. Количество информации удваивается каждые 10 лет, а учебники не успевают переиздаваться.
Сравним такие данные. Если в дореволюционное время человек, окончивший церковно-приходскую школу, считался достаточно грамотным, то в довоенные годы необходимо было как минимум среднее образование. После войны достаточным, чтобы занимать приличную должность, считалось средне-специальное образование. Отсюда небывалый расцвет техникумов. Дальше — больше. Если 20-30 лет назад человеку, желающему иметь хорошую высокооплачиваемую работу, достаточно было получить высшее образование, то теперь необходимо закончить аспирантуру или получить магистерскую степень.
Требования к специалисту постоянно ужесточаются.
В настоящее время на смену принципу "образование на всю жизнь" приходит принцип "образование через всю жизнь". Задача учебного заведения — дать студенту сильное базовое, фундаментальное образование, которое в дальнейшем позволит ему самому совершенствовать свои знания, разовьет способности к самообразованию. Вместе с тем все больше проявляется тенденция к переносу процесса обучения на более ранние сроки. В частности, практикуется преподавание первого курса вуза еще в школе, что дает возможность существенно сократить срок обучения.
Жизнь расставляет свои акценты. Сегодня конкурентоспособным при устройстве на работу может считаться специалист, отвечающий, по крайней мере, трем основным требованиям: высокий профессионализм, компьютерная грамотность, знание международного (английского) языка.
Первое позволяет не только продуктивно работать, но и постоянно повышать свой профессиональный и интеллектуальный рейтинг, а это залог успешной карьеры. Умение работать на компьютере дает возможность качественно и оперативно получать, обрабатывать, анализировать и использовать в работе различную информацию. Свободное владение английским языком расширяет круг деловых партнеров, позволяет получать свежую информацию из самых различных источников. Прекрасно иллюстрирует актуальность этих требований тот факт, что во всемирной информационной сети Internet 95 % информации размещено на английском языке. Тенденция эта растет, а значит, скоро человек, не знающий английского языка и не владеющий навыками работы с компьютером, будет подобен неграмотному. Однако, даже удовлетворив всем этим требованиям, нельзя считать, что проблема решена. Условия необходимые, но недостаточные. Основной вопрос — качество образования, а его невозможно решить и суперсовременными техническими средствами.
Сейчас техническое оснащение различных университетов практически не отличается. Качество образования (читай: престижность диплома и конкурентоспособность его обладателя) зависит от того, марка какого вуза стоит на дипломе, а имидж учебного заведения определяется, прежде всего, уровнем профессорско-преподавательского состава, занятого в учебном процессе.
Такое положение дел было всегда. Диплом МГУ всегда будет цениться выше, чем диплом другого отечественного вуза, даже если техническое оснащение последнего в несколько раз лучше, поскольку уровень преподавателей МГУ недостижим для других отечественных вузов, по крайней мере, в обозримом будущем.
Какие специальности будут наиболее востребованными через 5 — 10 лет? По прогнозам, естественнонаучные специальности будут в цене всегда, особенно перспективны из них информационное обеспечение, информационные технологии в экономике, включая антикризисное управление. А вот по юридическим и экономическим специальностям сейчас наблюдается "бум" во всем мире. Сегодея естественнонаучные направления переживают некоторый застой, что проявляется как в снижении конкурса на эти направления в отечественных вузах (например, несколько лет назад никто даже не мог предположить, что конкурс в МФТИ будет составлять 2 — 2, 5 человека на место, ведь несколько десятилетий назад он не опускался ниже 10), так и в уменьшении абсолютного приема на эти направления в ведущих вузах мира.
Юридические направления пользуются сейчас наибольшим спросом не только в России, но и во всем мире. Это объясняется в первую очередь тем, что на современном этапе развития общества появилась необходимость большего привлечения специалистов с юридическими знаниями. Есть тенденция получения юридических знаний гражданами для, так сказать, собственного употребления. Целый слой населения получает юридические знания, чтобы увереннее себя чувствовать на основной работе.
По-прежнему очень популярны специалисты в области компьютерных технологий. В США, Израиле, ряде стран Западной Европы именно эти направления, как правило, выбирают в качестве второго образования.
Несколько лет назад в нашей стране стали активно готовить специалистов для социальной сферы, социально-культурного сервиса, хотя на Западе подготовка таких кадров началась гораздо раньше. В настоящее время популярность этого направления сравнима разве что с юриспруденцией, во всяком случае, конкурсы среди поступающих вполне сопоставимы.
Традиционен и в нашей стране, и во всем мире устойчивый интерес к специальностям медицинского и педагогического профиля. Понятно, что в любом обществе люди, владеющие этими профессиями, всегда будут востребованы и финансово обеспечены.
Любое качественное образование всегда в почете, но наиболее перспективными в ближайшее время можно назвать юридическое, экономическое (особенно прикладное), информационное и менеджмент (как подраздел — антикризисное) направления.
Комментарии читателей Оставить комментарий