]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Главное
Главная → Главное
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Акунин - поставщик бестселлеров

17:00 15.05.2001

Борис Акунин – это прибыльный литературный проект. Григорий Чхартишвили, скрывающийся под псевдонимом, создал хорошо отлаженный аппарат для зарабатывания денег, но с хорошей

Борис Акунин – это прибыльный литературный проект. Григорий Чхартишвили, скрывающийся под псевдонимом, создал хорошо отлаженный аппарат для зарабатывания денег, но с хорошей литературной основой. Данный проект несомненно долгоиграющий. Вышедшая из печати книга Акунина моментально становится бестселлером. В любом крупном книжном магазине его романы на самом видном месте. Количество читателей Акунина (сообразно тиражам его книг) неуклонно растет. В чем же феномен столь трепетного отношения публики к мастеру структуирования текстов?

Акунин ассоциируется с уютом, его книги словно своеобразный евроремонт русской литературы. А категория уюта настолько желанна и так манит, что когда-то создавшие подобную атмосферу страницы, будут притягивать вновь и вновь.

Однако главный секрет Акунина в созданных им сериях (Фандорин, Фандорин-мл., Пелагея), претендующих на то, чтобы охватить все жанры классического криминального романа, да при этом местом действия сделать дореволюционную Россию.

Есть большая разница между классикой и классицизмом. Классика, в широком смысле, – это то, перед чем необходимо благоговеть, трепетать и преклоняться. Читать необязательно, разве что в школе, в образовательных целях. Классицизм, в еще более широком смысле, – это то, что возвращает нам классику обновленной, освобождая ее от архаических черт и делая близкой и родной. Это я не к тому говорю, что Конан Дойл или Агата Кристи безнадежно устарели, но уж зачитаны они до того, что по заголовку восстанавливаешь в памяти фабулу. А хочется новенького. И не то чтоб совсем новенького, а именно хорошо забытого старенького. Чтобы гений преступного мира изящно совершал сложно задуманные преступления, а гений сыска не менее изящно их раскрывал. Чтоб была утонченная игра ума, запутанность ходов, сбивание со следа, нечаянная оплошность преступника, никем, кроме сыщика, не замеченная, и шокирующе неожиданная развязка, когда преступником оказывается тот, кого ты и не думал подозревать. Обнаружив все это у Акунина, настоящий любитель детектива придет в буйный восторг и испытает ни с чем не сравнимое наслаждение от встречи с миром детства, с миром детективной классики.

Именно эту цель (восторг от встречи) и преследует классицизм, являющийся классицизмом не только потому, что он хронологически отстоит от классики, и не только потому, что он призван вернуть ее позабытое очарование, но и потому, что он хочет построить на ее основе некую смысловую конструкцию, актуальную в его время. Он использует при этом некие элементы, совершенно чуждые классике, да и попросту не существовавшие в ее времена, и уже в силу этого классикой не является (хотя через промежуток времени возможны варианты). Просто то, что возможно и даже необходимо в некоторое историческое время в отдельно взятой культуре, совершенно невозможно в другой, параллельной.

Кроме этого, Акунин взял публику главным героем. В детективном жанре образ Сыщика, которым бредила Европа на рубеже веков, был абсолютно невозможен в российской литературе XIX века. И неожиданно эта ниша структурным акунинским путем стала наполняться.

Итак, кто есть Сыщик? Это некто, находящийся вне государственной системы и, в некотором смысле, общественной иерархии, частное лицо, обладающее определенными талантами, которому, морща, как правило, нос, позволяют выполнять роль эксперта. Независимость и высокая квалификация – качества, особо ценимые у европейцев и безумно раздражающие всякого истинно русского человека, который сто лет назад мог быть либо подначальным чиновником, либо говорливым интеллигентом, либо фанатичным революционером-максималистом, либо народом, мудро безмолвствующим. Во всяком случае, таковы основные типажи русской литературы, а именно о них-то мы и говорим. Частный эксперт, с чувством собственного достоинства делающий свое дело, никому не казался существом высшего порядка. Никто о таком и не писал, только Тургенев в "Нови" изобразил нечто похожее – управляющего заводом, специалиста в своем деле, но это начинание никого, кажется, не вдохновило.

Европеец прежде всего блюдет свою репутацию, ибо она есть гарантия (и показатель) его социальной востребованности. Чтобы там, у них, кого-нибудь подсидеть, нужно было сперва его репутацию подпортить, да притом еще тонко, с умом, чтоб самому не попасться. Отсюда и любовь ко всяческим интригам и хитроплетениям, оттого детектив так европейскому читателю и потрафил. В России, чтобы держаться на плаву, нужно похитрее уцепиться за большого дядю, да половчее прогнуться, а то, того гляди, сдует, снесет на обочину, по щучьему велению, по чьему-нибудь хотению, и никакая репутация не поможет. Иными словами, в России и в Европе XIX века отношение к общественной иерархии было совершенно различным. Русский человек, дабы ощущать себя социально востребованным, должен был слиться со своей должностью, со своей иерархической нишей воедино ("Человек в футляре" или "Шинель" – они о том, что чин больше человека). Европейский индивид, воспринимая иерархию как систему этикета, или как возрастание степени свободы, стремился избежать ее ограничений, выделиться из нее благодаря личными способностям, познаниям и прочим заслугам. Русское рабство породило анархию – бунт бессмысленный, беспощадный и безответственный, европейская сословная лестница выпестовала желание разумной автономии, личной независимости индивидуума.

Литература, создавая социальные типы, учитывала эти особенности менталитета. В то время как русская классика взращивает бунтарей всех мастей, противопоставляя произволу бюрократическому произвол революционный, западная литература целенаправленно созидает социально ангажированную личность, от социума не зависящую. Сыщик имеет дело не с социумом, а с задачкой, или головоломкой, возникающей в момент нарушения социального порядка. Общество нуждается в Сыщике как в специалисте высокого класса, могущем, в силу своих неординарных способностей, решить головоломку и восстановить социальный порядок. Система социальной иерархии не может обойтись без Сыщика, хотя он к ней не принадлежит и в ней не нуждается. Поэтому Сыщик может позволить себе некоторые этикетные вольности: вспомните обращение Холмса с королем Богемии! В Европе такое поведение есть демонстрация высокой квалификации и незаменимости специалиста, в России оно – заурядный бунт, требующий усмирения. Никакие разумные компромиссы тут не в ходу: будь ты хоть семи пядей во лбу, а все одно – раб. Акунин старательно моделирует ситуацию классического детектива: великие князья, нуждающиеся в сыщике Фандорине, прощают ему такие вольности, как, например, задавание вопросов в присутствии его величества. И это якобы происходит в государстве, где уже одно только отсутствие подобострастия могло быть расценено как бунт!

В эпоху кватроченто, на заре европейского индивидуализма, гуманист Пьеро делла Франческа утверждал, что человек, находясь в середине мировой лестницы, волен передвигаться по ней вверх и вниз, как хочет, в отличие от прочих ее представителей (флоры, фауны и ангельских чинов). Сыщик наделен примерно такими же полномочиями, применительно к социальной лестнице: он может, в интересах расследования (решения задачи = восстановления социального порядка), преображаться в любой социальный тип, проникать в любой слой общества (еще раз вспомните Холмса!). Фандорин, в лучших традициях детективной классики, владеет навыками перемены имиджа в совершенстве – и подчеркнуто их демонстрирует. Заставляя своего невольного спутника Зюкина сбрить бороду («Коронация») и тем самым неузнаваемо измениться, он прямо-таки насилует беднягу-дворецкого с его сословными предубеждениями. Варьирование по собственному усмотрению своего социального статуса заключает в себе такое продвинутое представление о личной свободе и независимости, какое родному менталитету и не снилось (в XIX веке, разумеется).

Европейский Сыщик мыслит и действует, руководствуясь собственными аналитическими выкладками, он автономен и самодостаточен, свои ошибки и их последствия он склонен брать на себя. Он не уклоняется от ответственности, всегда сопровождающей свободу; в то время как одной из неприглядных черт русского характера является привычка валить на других (медлительность аппарата, нерасторопность подручных, недомыслие начальства). Эраст Фандорин здесь – типично европейская фигура, волк-одиночка, и странно видеть в этом качестве отставного статского советника, потомственного русского дворянина, кавалера многих орденов и прочая, то есть человека, всю жизнь проведшего в государственно-бюрократических тисках.

Литература пристрастна и избирательна, особенно русская, прошлого века: она не столько изображала реальность, сколько пугала ее преувеличенной в идеологических целях абсурдностью. Реальность, возможно, была совсем и не такова. В реальности, может быть, и Сыщики водились. Но мы говорим не о реальности исторической, а о ее литературной проекции – об идеалах, образах и интеллектуальных конструктах, в чьем возникновении несколькими абзацами выше мы обвинили ментальные структуры (то, что в самом XIX веке называли национальным духом). Проблема свободы личности и ее социальной ангажированности стояла в России совсем иначе, чем в Европе: не практически (формирование типа квалифицированного специалиста), а философски-отвлеченно (внутренняя свобода – или "подземный смех", по Пелевину, то есть изощренная форма анархии). Поэтому, по большому счету, независимый сыщик-эксперт в русской литературе, как уже говорилось, невозможен.

То есть это сто лет назад он был невозможен, когда детектив был классикой, и притом европейской литературы. Ныне же, в эпоху классицизма – отчего же и невозможен? Классические вещи культура рождает естественным образом, классицизм есть подражание понравившемуся, конструирование прошлого, ностальгия по ушедшему. Срастить, или, умно выражаясь, синтезировать русскую литературу и историю с условностями детективного жанра, с самим эмоционально-ментальным настроем этого порождения Запада – чем не гениальная идея? Тем более что русская культура прошлого века ныне актуальна, причем не в устрашающих деспотически-революционных красках, а в комфортных, сладостно-ностальгических тонах. Ностальгия, весьма, как видим, плодотворная, поскольку не различает уже своего и равно любимого чужого, знакома и всем нам, читателям. Потому и покупаем, читаем и требуем еще.

Такой вот он – Борис Акунин. Взрывоопасная смесь, к которой так и тянутся руки.

Темы: Литература в мире
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Из-за убытков фермеры в России начали массово уничтожать кур-несушек
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Эксперты повторяют очевидное уже для всех: Россия по-прежнему остаётся на "сырьевой игле"»
Вячеслав Бутусов восхитился красотой московских рек
Масштабные хищения с помощью судей и разгром ИТ-холдинга «Эр-Стайл» рейдерами. Заявление Вячеслава Рудникова
Бранимир, 21 апреля, Sherwood Pub (Мытищи)
ТимерТау, 10 апреля, «Китайский Летчик Джао Да»
Надежда Бартош — победитель Новогодней лотереи
Кинопремьера «Три брата»: горячие чилийские «Братья Карамазовы»
Сказки Черного Города «Том IV. Зона отчуждения»
Виталий Дубинин «Бал-маскарад»
Владимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектом
«Литовский таран» белорусского «батьки»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.