Варяги и ворюги

Юлий Дубов
М.: Вагриус, 2003.
Про что: Перед вами первая книга второго романного цикла Юлия Дубова, находящегося в международном розыске писателя-олигарха, автора знаменитой "Большой пайки". Герой книги, молодой американец, потомок эмигрироварших русских немцев, отправляется в Россию бороться за права человека, а заодно пытаться выяснить местонахождение колчаковских денег. Авантюрное путешествие приводит наивного молодого человека на Кандымскую зону, где ему предстоит познакомиться с основами российского жизнеустройства.
Читать книгу на Lib.km.ru
"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
Увлекательно.
Широкий кругозор.
Забавно.
Умно.
Ходульно.
Недобро.
Сам предмет на большого любителя.
Как известно, в России (да и, вероятно, не только в России, хотя тут, пожалуй, особенно) писатель всегда больше, чем просто писатель. Выражается это как в том, что писательством своим писатели с огромным удовольствием ударяются решать внелитературные задачи – социально-политические, нравоучительные и тому подобные, так и в том, что и к писательству они чаще всего приходят из совсем других профессий. В русской литературе не так уж много авторов, с самого начала вставших свою писательскую стезю и по ней главным образом и шествующих, но зато она полна писателями по совместительству.
Так что Юлий Дубов тут в обширной и теплой компании.
Правда, если сочетание типа “писатель-переводчик” или “писатель-журналист” предсказуемы, а “писатель-медик” просто частотно, то сочетание “писатель-олигарх” - это безусловная экзотика. Причем оно – сочетание - тем более экзотично, что Дубов не то чтобы даже публицист, мемуарист и автобиограф (что было бы гораздо легче представить), а именно писатель – то есть сочинитель сюжетов, разработчик интриг, выдумщик характеров и даже, по-своему, игрец с читателем.
Пишет он, конечно, в основном о бизнесе и материал для своих сочинений, конечно, берет из ежедневной олигархической практики, однако это отнюдь не такой производственный роман или очень крупных размеров газетная статья, как можно было бы ожидать. Автор мыслит глобальнее, и это отражается на тексте. Перед вам, разумеется, не образчик высокой литературы, но, тем не менее, книжка, довольно любопытная, и не только потому, что ее автор известен сам по себе да к тому же находится в бегах.
Писатель, понимающий, что он не гений, но жаждущий популярности, может поступить двумя способами: а) не будучи выдающимся с точки зрения литературного языка, можно писать жанровую литературу, развлекая читателя лихим сюжетом; б) обладая хорошим языковым талантом, но не особенно хорошим сюжетосложительным, можно писать по принципу “что вижу, о том пою”.
Дубов наделен обоими – сюжетным и языковым – талантами, но нельзя сказать, что бы как-то особенно обильно. Как умный и обладающий широким кругозором человек, он отлично понимает, что просто так соображения “о жизни и обо мне”, не такие уж отточенные с точки зрения языка, не виртуозно-ругательные, да к тому же объемом в четыреста страниц, мало кто захочет читать. С другой стороны, чистым жанровым сочинительством, например, детективописанием – тем, что привлекает широкие читательские круги - ему заниматься явно неинтересно.
Понимая, с третьей стороны, что на то, чтобы быть вне этих уловок, у него таланта не хватит, Дубов в результате избирает довольно остроумную форму - совмещает сразу два популярных жанра. Все условия простой увлекательности повествования он, в общем-то, честно соблюдает: детективная тайна, приключения, сочные бытописательные картины. Почти ежестранично напоминая читателю о том, что и его герои, и все, что с ними происходит, – это такая как бы литературная условность, он использует сюжет как повод от своего лица поразглагольствовать на общечеловеческие темы.
В результате выходит довольно удачно и читается с удовольствием. Главный герой Адриан Тредиллиан, - довольно ходульный, надо сказать, персонаж, - честно признан в своей ходульности. Условность и кукольность этого придурковатого американца не только не мешает читателю с интересом следить за его забавными перемещениями, но и отлично помогает автору ненавязчиво и в нужный момент подсовывать собственные историософские и социально-экономические рассуждения и занимательные примеры из практики.
В общем, миленько так и со вкусом.
Как известно, в России (да и, вероятно, не только в России, хотя тут, пожалуй, особенно) писатель всегда больше, чем просто писатель. Выражается это как в том, что писательством своим писатели с огромным удовольствием ударяются решать внелитературные задачи – социально-политические, нравоучительные и тому подобные, так и в том, что и к писательству они чаще всего приходят из совсем других профессий. В русской литературе не так уж много авторов, с самого начала вставших свою писательскую стезю и по ней главным образом и шествующих, но зато она полна писателями по совместительству.
Так что Юлий Дубов тут в обширной и теплой компании.
Правда, если сочетание типа “писатель-переводчик” или “писатель-журналист” предсказуемы, а “писатель-медик” просто частотно, то сочетание “писатель-олигарх” - это безусловная экзотика. Причем оно – сочетание - тем более экзотично, что Дубов не то чтобы даже публицист, мемуарист и автобиограф (что было бы гораздо легче представить), а именно писатель – то есть сочинитель сюжетов, разработчик интриг, выдумщик характеров и даже, по-своему, игрец с читателем.
Пишет он, конечно, в основном о бизнесе и материал для своих сочинений, конечно, берет из ежедневной олигархической практики, однако это отнюдь не такой производственный роман или очень крупных размеров газетная статья, как можно было бы ожидать. Автор мыслит глобальнее, и это отражается на тексте. Перед вам, разумеется, не образчик высокой литературы, но, тем не менее, книжка, довольно любопытная, и не только потому, что ее автор известен сам по себе да к тому же находится в бегах.
Писатель, понимающий, что он не гений, но жаждущий популярности, может поступить двумя способами: а) не будучи выдающимся с точки зрения литературного языка, можно писать жанровую литературу, развлекая читателя лихим сюжетом; б) обладая хорошим языковым талантом, но не особенно хорошим сюжетосложительным, можно писать по принципу “что вижу, о том пою”.
Дубов наделен обоими – сюжетным и языковым – талантами, но нельзя сказать, что бы как-то особенно обильно. Как умный и обладающий широким кругозором человек, он отлично понимает, что просто так соображения “о жизни и обо мне”, не такие уж отточенные с точки зрения языка, не виртуозно-ругательные, да к тому же объемом в четыреста страниц, мало кто захочет читать. С другой стороны, чистым жанровым сочинительством, например, детективописанием – тем, что привлекает широкие читательские круги - ему заниматься явно неинтересно.
Понимая, с третьей стороны, что на то, чтобы быть вне этих уловок, у него таланта не хватит, Дубов в результате избирает довольно остроумную форму - совмещает сразу два популярных жанра. Все условия простой увлекательности повествования он, в общем-то, честно соблюдает: детективная тайна, приключения, сочные бытописательные картины. Почти ежестранично напоминая читателю о том, что и его герои, и все, что с ними происходит, – это такая как бы литературная условность, он использует сюжет как повод от своего лица поразглагольствовать на общечеловеческие темы.
В результате выходит довольно удачно и читается с удовольствием. Главный герой Адриан Тредиллиан, - довольно ходульный, надо сказать, персонаж, - честно признан в своей ходульности. Условность и кукольность этого придурковатого американца не только не мешает читателю с интересом следить за его забавными перемещениями, но и отлично помогает автору ненавязчиво и в нужный момент подсовывать собственные историософские и социально-экономические рассуждения и занимательные примеры из практики.
В общем, миленько так и со вкусом.
Комментарии читателей Оставить комментарий