Кастанеда накурился мухоморов

На что только не идут ради науки современные антропологи. Для чистоты эксперимента смело жертвуют они равно как телом (не щадя оного в школах для гейш), так и духом. Правда, неизвестно, как далеко зашел бы в своих исследованиях подающий надежды студент-антрополог со скромным, на тот момент, именем Карлос Кастанеда, не окажись он в один по-американски знойный день на автобусной остановке какого-то заброшенного южного городка. Именно тогда судьба ниспослала ему старого и мудрого индейца Хуана, взявшего его под свое психоделическое шефство на последующий десяток лет.
Всячески приветствуя природный интерес Кастанеды ко всякого рода лекарственным растениям, автобусный гуру чрезвычайно расширил представления пестуемого о существующих удобоваримых препаратах природного происхождения, настоятельно советуя принимать их как в лечебных, так и в профилактических целях просветления сознания.
«Настоящий секрет смеси - в грибах, - сказал он. – Это самый трудный для сбора ингредиент. Путешествие в места, где они растут, трудное и опасное. А собрать именно те грибы, какие нужны, еще труднее. От использования неправильных грибов выйдет серьезный вред – вред для человека и вред для трубки. Я знал людей, умерших на месте из-за дурного дымка».
Конечно, под чутким руководством дона Хуана пытливому антропологу не грозила страшная смерть от «грибных выхлопов». Что, впрочем, отнюдь не означало, что попытки «остранить» действительность посредством галлюциногенов давались ему легко.
«Теперь пей, - сказал он. Я автоматически взял кружку и без размышлений выпил всю воду. На вкус она была горьковата, хотя горечь еле ощущалась. А самым заметным был едкий запах. Вода пахла тараканами».
Волнительные поиски нужной травы и грибов и красочное описание острых ощущений после их употребления, бесспорно, добавили дипломной работе помимо научной еще и художественную ценность.
«Мгновением позже я заметил, что на мою циновку сел комар, и это наполнило меня такой тревогой, какой я не испытывал никогда. Я полностью осознавал, что передо мной должно было появиться нечто трансцендентальное – комар, который охранял другой мир. Неправдоподобно огромное животное, оно было блестяще черным. Его тело было массивным, толстым и круглым. На этот раз животное было похоже больше всего на аллигатора. У него, казалось, были длинные уши, или, возможно, рога, и оно истекало слюной. Я смотрел, как оно скользит над землей подобно огромному конькобежцу».
Впоследствии, все «походы по грибы» были собраны в единый научный труд «Учения дона Хуана». Виктор Пелевин, помимо всего прочего – заядлый востоковед и востокоман, отзывался об этой книге как о «произведении жизни воина и антрополога». Именно оттуда черпает информацию грибник – экспериментатор-копирайтер Татарский, и оттуда же берут начало психоделические трипы Чапаева и Пустоты и энтомологические пертурбации из жизни насекомых.
«Он выглядел совсем иначе: светло-шоколадный с изящными длинными лапками, поджарым брюшком и реактивно скошенными назад крыльями. Если изменившиеся лица Артура и Арнольда заканчивались толстым штырем, похожим не то на иглу титанического шприца, не то на измеритель скорости на носу реактивного истребителя, то губы Сэма элегантно вытягивались в 6 тонких упругих отростков, между которыми торчал длинный острый хоботок. К тому же Артур с Арнольдом летели каким-то бабьим брассом, а движения крыльев Сэма скорее напоминали баттерфляй». (В.Пелевин «Жизнь насекомых»)
Но Кастанеда не был бы Кастанедой, да и Пелевин – Пелевиным, если бы эксперименты с психоделиками были бы для них самоцелью. Бонусом полученного «измененного состояния сознания», помимо тараканьего аромата и комариных фантазмов, была гарантия глубоко экзистенциальных откровений, на которые в обычной жизни не остается ни времени, ни сил.
«Все на свете – только один путь из миллиона возможных. Поэтому всегда помни, что путь – это только путь. Если чувствуешь, что тебе не следовало бы идти по нему, ты не должен оставаться на нем ни при каких обстоятельствах. Все пути ведут в никуда, но один имеет сердце, а другой нет. Один путь делает путешествие радостным – все время, пока идешь по нему, другой – заставит тебя проклинать свою жизнь. Есть ли сердце у твоего пути?!»
Warning. Все вышеизложенное ни в коей мере не является пропагандой кастаньедовщины, и тем более, призывом к курению грибов.
Алина Старинец
Ждем Ваших откликов на статью...
Комментарии читателей Оставить комментарий